Росандзин Китаодзи родился 23 марта 1883 года в пригороде Киото, он был вторым сыном синтоистского священника, синсёку (настоятеля) храма Камигамо. В возрасте шести лет Фусадзиро (настоящее имя художника) был усыновлён гравировщиком Такеши Фукудой, так как его отец, узнав, что Фусадзиро не его ребёнок, покончил с собой. В 1895 году, побывав на выставке работ Такеучи Сэйхо (1864-1942) Китаодзи решил стать художником. Он изучал каллиграфию, в 1899 году занялся оформлением уличных вывесок в популярном тогда западном стиле. В 1903-м переехал в Токио и, взяв псевдоним Отэй Фукуда, следующие двенадцать лет занимался каллиграфией.
В 1915 году он обратил внимание на керамику, осознал важность этого искусства, почувствовал его потенциал. Весь следующий год он путешествовал, посетил Корею, Китай и многие районы Японии. В 1919-м Китаодзи вместе с другим художником Такеширо Накамурой открыл бизнес по оценке и продаже антиквариата, в основном гончарных изделий. В 1921 году Китаодзи основал, ставший впоследствии очень популярным в столице клуб общественного питания Бишоку, где гостям подавали блюда в традиционной японской посуде, при том антикварной.
В 1922 году Китаодзи взял творческий псевдоним «Росандзин» (что в переводе означает «глупый горный человек») и приступил к созданию собственных гончарных изделий. Он занялся производством керамики потому, что посетителям Бишоку часто не доставалось чаши или тарелки заданного качества. Вдобавок, часть его коллекции погибла во время землетрясения 1923 года. Пришлось делать посуду самому. В 1924 году к проекту Китаодзи присоединился молодой гончар Тоёдзо Аракава (1894-1985).
В 1925 году Росандзин открывает новый ресторан Хошигаока в Токио, где он совмещает должности управляющего и шеф-повара. Это же название получает и печь построенная Китаодзи вместе с Аракавой в 1926 году в Камакуре, префектура Канагава. В конце двадцатых – начале тридцатых годов художники работают над возрождением древних стилей, создают современные версии изделий Ига, Сигараки и других. Они изучают средневековую неглазурованную керамику, интересуются техниками конца XVI – начала XVII веков. Китаодзи вкладывает в исследования немалые средства. В 1930 году Аракава находит и восстанавливает старую дровяную печь в Мино, впоследствии, он почти полностью переключится на создание чайной посуды прославившей этот регион.
В 1935 году Китаодзи заявил — «Если одежда делает человека, то посуда делает еду», и добавил, — «при выборе блюд необходимо уделять внимание не только их качеству, но и размеру, форме, цвету и другим характеристикам посуды, чтобы еда и сосуд, в котором она подаётся, гармонировали». «Некоторые люди считают, что если пища приятна на вкус, то внешность посуды не имеет значения, но мыслить так — невежество, это всё равно, что заявить, — единственная функция одежды – защищать от холода и жары того, кто её носит».
Росандзин Китаодзи вошёл в историю не только как «знаменитый шеф-повар», тем более, что этот термин появился гораздо позже, он пользовался кистью, карандашом, резцом, стамеской и гончарным кругом с такой же ловкостью, как кухонным ножом. Не будет преувеличением сказать, что за всю долгую историю японских художественно-ремесленных форм не родилось ни одного человека, который стал бы настолько успешен в таком количестве жанров.
Во второй половине 1930-х Китаодзи занимался керамикой с ещё большим рвением, в 1940-43-м помимо гончарного дела, уделял время созданию картин и лаковой миниатюре. В 1946-м, несмотря на тяжелейшее положение послевоенной Японии, он открыл в Токио ресторан под названием Кадокадо, заручившись поддержкой американских военных. Росандзин Китаодзи был увлечённым и очень рациональным поваром, настоящим поэтом кухни. Использовал все части рыбы, даже чешую; ругал помощников, которые выбрасывали кожуру редьки. В его гончарном царстве творилось нечто похожее, если что-то не получалось — как это часто бывает — он не избавлялся от брака: недообожжённую вазу сигараки он поливал серебряной глазурью и, гляди-ка, появлялось что-то новое!
В 1949 году он сблизился с бидзэн-гончарами Тойо Канешиге (1896-1967) и Исаму Ногучи (1904–1988). В 1951-м Ногучи и его жена переехали в Ямадзаки, префектура Киото и обустроились в мастерской по соседству с Китаодзи. В этом же году Росандзин участвовал в выставке современной японской керамики проходившей в парижском музее Чернуски, где его работы привлекли внимание Пабло Пикассо (1881-1973).
В 1952 году Китаодзи начинает производство керамики в стиле бидзэн. В 1954-м по приглашению Фонда Рокфеллера везёт около двух сотен своих работ в США и Европу. Его выставка проходит в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Он читает лекции в США. Затем работы отправляются в Лондон, Рим, Париж. А Китаодзи едет на Лазурный Берег в Валлорис, где встречается с Пикассо и Шагалом.
Владеющий огромным набором техник декорирования и каллиграфией Росандзин Китаодзи создал за свою жизнь множество предметов посуды. Ему был подвластен любой материал, он работал со всеми сортами японской глины: занимался якисимэ-керамикой (неглазурованной), делал чайную посуду в стилях Сино, Орибэ, Кохики и Карацу, увлекался фарфором. Использовал как традиционные формы, так и соответствующие духу времени.
Его заслуга в том, что в критический для японского искусства до и послевоенный период, он смог возродить в обществе интерес к древнему гончарному ремеслу. Его сосуды ни в чём не уступают своим прототипам XIII – XVI веков, они либо являются искусно выполненными копиями, либо представляют из себя эффектные современные версии этих древних изделий.
В 1955 году Японский комитет по культуре был готов назвать Росандзина «Живым национальным сокровищем» за великолепное владение медно-зелёной глазурью орибэ, но Китаодзи воспринял эту новость с большим негодованием, так как его ученик Тоёдзо Аракава уже получил такое звание, приняв его раньше своего учителя. Увлечённый коллекционер и великий гончар Росандзин Китаодзи умер в 1959 году в возрасте 76 лет, в наши дни его работы можно увидеть в лучших музеях мира.
© Великая керамика 07.03.2022
gc