Сёдзи Хамада родился 9 декабря 1894 года в городе Кавасаки (префектура Канагава). О его отце Кюдзо Хамаде и матери Ай известно немногое. С ранних лет Сёдзи интересовало искусство. Будучи ещё ребёнком, он посетил Токийскую школу изящных искусств со старшим родственником, учившимся там в то время. Сёдзи был восхищён студентами и их работами. В подростковом возрасте он занялся ксилографией (гравюрой на дереве), отправлял работы в периодические издания и получал призы в школе. Сначала его привлекла живопись, но вскоре он решил заняться керамикой, полагая, что – «горшок всегда будет полезен, даже плохой горшок, а вот плохую картину придется выбросить». Эта практическая философия осталась с ним на всю оставшуюся жизнь.
После школы Хамада отправился учиться в Токийский промышленный колледж (ныне Токийский технологический институт), где он изучал технологии изготовления керамики (1913-1916), а после работал в Институте керамики в Киото. Однажды он оказался на выставке, где демонстрировалась посуда и гравюры Бернарда Лича (1887-1979), Хамада был впечатлён этими работами. А когда снова приехал в Токио в 1919 году он получил возможность встретиться с Личем, так началась дружба, продлившаяся на всю жизнь. Год спустя Лич пригласил Хамаду поехать в Англию, чтобы помочь ему создать гончарную мастерскую в Сент-Айвсе (графство Корнуолл). У Хамады уже было два очень хороших предложения по работе, но он решил откликнуться на предложение друга.
Приехав летом 1920 года в Англию, художники увлеклись воссозданием того, что, по их мнению, отвечало высочайшим стандартам керамического искусства — яркой глазурованной глиняной посуды времён династии Сун (960–1279), а также английской деревенской керамики. Изделия, что в последующие годы создавали Хамада и Лич, были синтезом этих двух разделённых веками и географией ремесленных культур. В течение следующих нескольких лет друзья строили традиционную японскую дровяную печь, первую в Западной Европе. Ранние обжиги в этой печи были неудачными, ни Хамада ни Лич не имели достаточного опыта для работы с ней. Лишь 10-15% изделий были удачными.
Хамада провёл свою первую персональную выставку в Лондоне в 1923 году в галерее Патерсон, показ был успешным и он понял, что его искусство очень привлекательно для глаз западного зрителя (Хамада выставлялся там ещё в 1929-ом, а затем в 1931 году). В том же году Хамада вернулся на родину, обеспокоившись судьбой своих родных переживших землетрясение в Канто. Помимо творчества Лича, Хамада оказался под влиянием других художников и ремесленников, которых он встретил во время своего пребывания в Англии, — «Эти люди вели очень простой образ жизни, — писал впоследствии Хамада, — выращивая себе еду, самостоятельно делая мебель, одежду, посуду и другие вещи. Это сравнимо с тем, что я привык видеть в Японии за тысячи километров отсюда. И я буду следовать примеру этих художников».
Вернувшись на родину, Хамада поселился на Окинаве и примкнул к местным гончарам, работавшим в одной из мастерских. Это была настоящая ремесленная община, где он провёл целых восемь лет и получил колоссальный опыт занимаясь керамикой. В 1924 году Хамада женился на Кацуэ Кимуре, родившей ему за долгую совместную жизнь четырёх сыновей и двух дочерей.
Постепенно Хамада формировал свой взгляд на искусство, его простые суждения были близки и другим японским художникам того времени. С его давними друзьями философом Янаги Соэцу (1889 – 1961), гончаром Кандзиро Каваи (1890-1966) и ещё несколькими художниками они решили закрепить свои убеждения и 1926 году основали Ассоциацию народного искусства Мингеи (яп.民衆的な工芸 народное творчество).
Целью движения стало спасение того, что было создано мастерами прошлого: изделия из кости, дерева, камня, стекла; текстиль и керамика. По представлению Соэцу это творчество должно было отвечать ряду требований: происходить именно из той местности, где трудился мастер; для его создания использовались бы материалы добытые в окрестностях мастерской; всё должно быть сделано вручную и применимо в быту, а имя художника нельзя было бы определить (нет клейма или подписи). Такие предметы изготавливались анонимными мастерами, людьми, которые не пытались сознательно создавать «искусство», в то время как современный художник начинал с этого и, таким образом, не добивался успеха. Секрет заключался в том, чтобы отказаться от идеи «делать искусство», а вместо этого, используя местные материалы и традиционные методы, работать естественно, позволяя изделию переходить в категорию искусства оттолкнувшись от основ. Сёдзи Хамада стал одним из лидеров этого движения, он много ездил по деревням спасая народные сокровища, восстанавливал старые печи, занимался пропагандой живого искусства.
В 1931 году Хамада переехал в Машико, небольшую деревню в ста километрах к северу от Токио, где он основал печь и начал делать посуду. Машико был центром керамического производства уже несколько столетий. Многие гончарные династии здесь вели свой род с эпохи Момояма (1568-1603) и более ранних времён. Хамада, как аутсайдер с городским образованием, не получил в первые годы должного признания. В конце концов, один местный гончар принял его в ученики и Сёдзи стал полноценным членом сообщества. Он остался там на всю жизнь, следующие 50 лет создавая функциональные сосуды ручной работы.
В соответствии с традициями, Хамада брал учеников, которые работали в его стиле. Многие из них, такие как Тацузо Симаока (1919-2007) стали великими мастерами. За эти годы тысячи предметов посуды были украшены, покрыты глазурью и обожжены в дровяной печи. Гончары работали круглосуточно. Горшки Хамады продавались прямо из мастерской, он крайне редко подписывал свои работы, полагая, что идентифицировать произведение можно лишь ссылаясь на личность гончара.
Сёдзи Хамада использовал доступные натуральные материалы, такие как соль и шлак для изготовления глазурей. Создавал утилитарные предметы в соответствии с принципами Мингеи. Эти простые и прочные сосуды были обожжены в печи сделанной по древним прототипам, в качестве топлива использовался натуральный ясень. Глазурь наносилась кистью, узоры чаще абстрактные. Цель Хамады состояла в том, чтобы смешать новое со старым, сохранить традиции Японии и распространить их влияние на мировое искусство.
Бернард Лич приезжавший к Хамаде в Японию в 50-е годы, и живший под его крышей, в своих мемуарах так говорил о друге:
— «Он строил свой дом и мастерскую с самого начала, этот «мир» занимает несколько акров на склоне частично поросшем бамбуком, тут имеется сад и деревья вплотную подступают к краю рисового поля. Кажется, что люди здесь разделяют одни убеждения, они всегда готовы поддержать друг друга. Иностранцев нет. Мне нравится дух этого места.
Хамада работает один в главном доме, сидит скрестив ноги на низком постаменте в который погружено колесо. Свобода и легкость, с которой он это делает — чудо. Но чем дольше я смотрю на него, тем больше понимаю, что это результат покоя царящего в его душе. У него ясный и спокойный разум ведущий к столь же ясным и чётким действиям».
Лич часто любил цитировать Конфиция сказавшего, что — «Мудрец — тот, кто в зрелости открыл, как правильно использовать дар, с которыми он родился», — «для Хамады это утверждение в высшей степени справедливо. Его руки и глаза управляемые разумом, холодным и одновременно невероятно чутким, способны принимать быстрые интуитивные решения. Таким образом, произведения искусства становятся живым выражением души человека».
Сёдзи Хамада много путешествовал неся заповеди Мингеи, изучал традиции народного искусства других культур. В 1952–1953 годах он совершил большую поездку по Европе и США, где преподавал, читал лекции и демонстрировал своё искусство. На протяжении всего тура происходил обмен идеями и информацией воодушевивший многие западные керамические сообщества. Но даже в этом путешествии Хамада оставался скромным гончаром, не позволял себе много разговаривать считая, что его работа и его пример будут лучше говорить за него.
Хотя Хамада и не стремился к славе, он был очень популярен при жизни. В 1955 году Японский комитет по культуре назвал его «Живым национальным сокровищем», что является большой честью. Правительство отмечает художников, которые возрождают национальные традиции и передают их следующему поколению. Помимо того, что Хамада стоял у истоков Японской ассоциации народного искусства он также был почётным членом Общества народных мастеров Японии. Среди его наград медаль с пурпурной лентой (1964 г.) и премия Кавасаки (1976 г.). Работы художника высоко ценятся коллекционерами, они стали частью экспозиций лучших музеев мира. Сёдзи Хамада умер в Машико 5 января 1978 года, но творчество мастера, как одного из лучших гончаров XX века, продолжает влиять на мировое искусство.
© Великая керамика 16.10.2021
Источники: https://www.encyclopedia.com/history/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/hamada-shoji, https://handmadeworlds.commons.bgc.bard.edu/yanagi-soetsu-bernard-leach-shoji-hamada/, https://www.tate.org.uk/art/artists/shoji-hamada, https://www.invaluable.com/artist/hamada-shoji, https://mashiko-sankokan.net/hamada-shoji/about