Кэтрин Плейделл-Бувери (Харриот Данкомб Плейделл-Бувери) родилась 7 июня 1895 года Коулсхилле (графство Беркшир) в семье аристократов. Её родители Данкомб Плейделл-Бувери и Мария Элеонора владели особняком XVII века. Кэтрин была третьим, самым младшим ребёнком в этой семье. Отец и мать художницы коллекционировали китайский фарфор, а с глиной, как материалом, Кэтрин впервые познакомилась играя на пляже в окрестностях родового поместья. Принадлежавшая к высшему сословию, она служила в Красном Кресте во время Первой мировой войны. После чего написала и опубликовала два небольших романа и сборник стихов.

В 1920-х годах Кэтрин переехала в Лондон, посещала мастерские Роджера Фрая (1866-1934), это вдохновило её на поступление в Центральную школу искусств и ремёсел. Она занималась там по вечерам и стала одной из лучших учениц Доры Биллингтон (1890–1968). В 1924 году художница приехала в Сент-Айвс (графство Корнуолл) и провела около года в гончарной Лича (Leach Pottery). Помимо Бернарда Лича (1887-1979), она узнала там и других гончаров: Сёдзи Хамаду (1894–1978), Мацубаяши Цуруносукэ (1894–1932) и Майкла Кардью (1901-1983). В этой легендарной мастерской Кэтрин далеко не всё время проводила за гончарным кругом, она выполняла много самых разных поручений от команды Лича.

В следующем году Плейделл-Бувери открыла свою первую гончарную мастерскую на территории родового поместья в Беркшире и построила дровяную печь. Она начала самостоятельно осваивать древние восточноазиатские «древесные» глазури, используя ясень и плодовые деревья, произрастающие в имении. В 1928 году к ней присоединилась Нора Брейден (1901–2001), тоже прошедшая «школу Лича» талантливая британская художница. Они сошлись во взглядах на искусство, крепко подружились и оказались чрезвычайно важны друг для друга как партнёры в работе. Кэтрин и Нора проведут в Коулсхилле следующие восемь лет.

В 1946 году семья Плейделл-Бувери продала Коулсхилл-Хаус и Кэтрин переехала в Килмингтон (графство Уилтшир), где проработала до самой своей смерти. В новой мастерской она сначала пользовалась масляной печью, а после 1960 года электрической. Во второй половине 1940-х Плейделл-Бувери продала многие свои работы по довольно низкой цене, хотя и не испытывала финансовых затруднений, просто ей хотелось сделать их доступными для широкой аудитории.

Кэтрин Плейделл-Бувери считала себя «обычным гончаром». Ей нравилось, чтобы горшок оставался горшком, кувшин имел горло, любой сосуд выполнял изначально возложенные на него функции. В 1930-м году она писала Бернарду Личу: «Мне хочется, чтобы моя посуда ассоциировалась у людей не с китайскими императорами, а с галькой на берегу, ракушками, пятнышками на птичьих яйцах и покрытыми мхом камнями».

Кэтрин осуждала подход некоторых своих коллег, например Чарльза Вайза (1882-1971), говоря, что – «его работы слишком надуманные и коммерческие, они не вызывают тёплого отклика в душе, а их текстура не напоминает ни гальку, ни ракушки, ни камни, что совершенно противоестественно и недопустимо». Сосуды Кэтрин Плейделл-Бувери традиционны и функциональны, у них есть много общего с английской деревенской керамикой, ведущей родословную с бронзового века. Художница прожила долгую жизнь, посвятив свои лучшие годы искусству, она умерла в Килмингтоне (Уилтшир) в 1985 году в возрасте 89 лет. Её произведения сегодня можно найти в лучших музеях мира.

© Великая керамика 05.03.2023
Источники: https://ceramics-aberystwyth.com/potter/katharine-pleydell-bouverie/, https://www.joannabird.com/artist/katharine-pleydell-bouverie, https://www.tate.org.uk/art/artworks/pleydell-bouverie