Нора Брейден родилась в Маргите (графство Кент) в 1901 году в семье проповедника-мирянина. Первопроходец в искусстве и преподаватель она стала одной из первых британских женщин-гончаров. Обладая прекрасным слухом, в юности Брейден научилась играть на скрипке и какое-то время даже участвовала в концертах. Она подумывала о карьере скрипача. Но затем решила не поступать в Королевский музыкальный колледж. Брейден училась в Центральной школе искусств и ремёсел в 1919–1921 годах, затем поступила в Королевский колледж искусств, где перешла от живописи к гончарному делу, её преподавателем был Уильям Стэйт Мюррей (1881-1962).
Посетив в 1925 году выставку работ Бернарда Лича (1887-1979), она попросила его взять её в ученицы. Лич так и сделал, воодушевившись рекомендацией главы Королевского колледжа сэра Уильяма Ротенштейна, назвавшего Брейден «гением». Нора начала работать в Гончарной Лича (Leach Pottery) в Сент-Айвсе в том же году. Но в 1928-м переехала в Коулсхилл (графство Беркшир), в мастерскую Кэтрин Плейделл-Бувери (1895-1985). В течение следующих восьми лет художницы занимались дровяным обжигом в большой печи Кэтрин, делали керамику покрытую «естественной» глазурью на японский манер. Но в отличие от своей подруги, Нора иногда украшала свои изделия росписью, выполненной кистью. Для получения стеклообразного покрытия она использовала широкий спектр сортов древесины (включая дуб, ясень, яблоню и бирючину), также применяла глазури на основе полевого шпата, добавляющие синие и кремовые оттенки к тёмно-коричневому и серому цветам. Брейден восхищалась сильными, простыми формами древних китайских сосудов, а также классическими эпохи Сун (960–1279 гг.).
Хотя дальневосточная керамическая традиция, воспетая Бернардом Личем, сильно повлияла на работы Брейден, ей стали более близки модернистские идеалы: «выводить на первый план естественные свойства материала, создавать ясные формы, декор – минимален». Брейден широко выставлялась в галереях Лондона и получила признание критиков. В 1936 году художница уехала из Коулсхилла, вернулась в дом своей семьи, чтобы побыть рядом со стареющей матерью. Всегда верная своему делу, Нора с тех пор больше никогда не работала в гончарке так регулярно, как в период Коулсхилла, правда она иногда приезжала туда во время каникул.
С 1936 года Нора Брейден преподавала в школе искусств Брайтона (Сассекс), до конца 1940-х читала лекции в Школе искусств Камбервелла, затем в колледже епископа Оттера в Чичестере, где ей нравилось посещать местный фольклорный клуб. Нора Брейден очень критично воспринимала свои работы, безжалостно избавляясь от тех, что не подходили под принятые ею стандарты. В результате сегодня работы художницы весьма непросто найти. Некоторые из них находятся в Музее Виктории и Альберта, Музее Фицуильяма, Йоркской художественной галерее и Чайном дворе Кембриджа.
© Великая керамика 04.03.2023
Источники: http://arts.brighton.ac.uk/alumni-arts/braden-nora/, https://www.maaklondon.com/insights/artists/norah-braden, https://ceramics-aberystwyth.com/potter/norah-braden/