Основанная в 1920 году Бернардом Личем и Сёдзи Хамадой гончарная мастерская в Сент-Айвсе, стала одним из самых уважаемых и влиятельных центров культуры связанных с керамикой. Здесь формировался облик студийного гончара двадцатого века. Можно сказать, что из Сент-Айвса берёт начало современная британская керамическая мастерская. Множество зрелых ремесленников, а также студентов со всего мира приезжали сюда учиться, создавая уникальную международную среду в сердце Корнуолла. Так стал происходить творческий обмен между востоком и западом не прекращающийся по сей день. Сегодня мастерская, музей и галерея в Сент-Айвсе продолжают развивать наследие великого мастера. Бернард Лич (Bernard Leach), один из самых заметных деятелей искусства двадцатого века создал мощнейший импульс, благодаря которому вдохновлённые художники-гончары со всего мира смогли себя реализовать.
Детство и юность 1887-1906 гг.
Бернард Хауэлл Лич родился в Гонконге 5 января 1887 года. Его мать Элеонора умерла при родах и бабушка с дедушкой увезли внука в Киото. Прошло четыре года, отец снова женился, он взял сына и отправился с ним обратно в Гонконг, а затем в Сингапур, где он работал судьёй.
В 1897 году, когда Бернарду было 10 лет, его дядя Гранвиль привез мальчика в Англию, чтобы он поступил в Бомонт-колледж (школу иезуитов в Старом Виндзоре). Лич бросил школу в 16 лет, преуспев только в рисовании, ну ещё в красноречии и крикете. Затем он поступил в школу искусств Слэйд при Лондонском университете. В 1904 году его отцу поставили диагноз «рак печени», Бернард оставил учёбу, чтобы побыть с ним в Борнмуте. Он пообещал больному отцу сделать карьеру в Гонконгском банке. В ноябре того же года отца не стало.
Когда Личу было 18 он переехал в Манчестер и стал готовиться к вступительным экзаменам в банк оставаясь с дядей и тётей. Здесь он встретил свою кузину Мюриэль и влюбился в неё. В 1906 году Бернард получил должность младшего банковского служащего в HSBC в Лондоне. Вскоре он разочаровался в банковском деле, вдобавок ему запретили встречаться с Мюриэль. Поэтому он ушёл из банка и отправился в Дорсет и Северный Уэльс, чтобы начать рисовать. В 21 год он унаследовал скромный доход и смог поступить в Лондонскую школу искусств в Кенсингтоне, где его учителем стал Фрэнк Брэнгвин, который убедил юношу посвятить свою жизнь искусству.
Япония – Китай – Англия 1908-1920 гг.
Лич снова встретил Мюриэль в 1908 году, они обручились и планировали пожениться. Лич решил вернуться в Токио и отправился туда перед Мюриэль, намереваясь заняться японской гравюрой. Мюриэль вскоре присоединилась к нему и они поженились. Бернард осваивал различные техники рисования, травление, резьбу по дереву, зарабатывал рисуя обложки для художественных журналов. Мюриэль преподавала английский язык.
Первенец Дэвид Эндрю родился у супругов в 1911-м, в этом же году Лича и его друга японца Томимото Кенкичи пригласили на одну презентацию, где делали традиционную керамику в стиле Раку. Бернард был очарован процессом обжига, он потом так писал об этом, — «На моих глазах происходило какое-то невероятное чудо, я был унесён в новый мир. Ошарашенный, я был готов взяться за это ремесло немедленно!». Наступил поворотный момент в жизни Лича, он решил всерьёз заняться керамикой. Его рекомендовали мастеру Урано Шигекичи, больше известному как Кензан VI из династии гончаров Кензан, Бернард занимался у него по два дня в неделю в течение двух лет.
Он учился формовке, художественному оформлению в различных стилях, а также традиционным техникам обжига. Затем Бернард начал делать посуду для своей первой выставки. В 1913 году у него родился второй сын Уильям Майкл. Лич успешно провёл несколько показов в 1914 году и опубликовал свой первый буклет «Обзор 1909–1914». В то время Лич был опечален растущей вестернизацией Японии, поэтому он отправился в Пекин, куда его пригласил прусский философ и искусствовед Альфред Вестарп, живший там в то время. К концу года Бернард возвратился в Японию, так как у него родилась дочь Элеонора. Отметив Рождество семья в полном составе отправилась в Китай и поселилась в Пекине.
Янаги Соэцу — друг Лича из группы «Сиракаба», будущий основатель движения «Мингеи» – побывав у него, рассказал о своём посещении корейских гончарных мастерских. Это возродило интерес Бернарда к керамике, и Янаги убедил его в 1916 году вернуться в Японию. Год спустя Лич открыл гончарную мастерскую в деревне Янаги — Абико. Он разработал свой собственный стиль вобравший в себя черты традиционной японской, китайской, корейской и английской посуды. Это, наконец, принесло ему то удовлетворение, которого он жаждал. В это время Бернард повстречал молодого (на семь лет его младше) керамиста Сёдзи Хамаду, нашёл в нём родственную душу и сдружился с ним. У того в 1919 году в мастерской случился серьёзный пожар, все работы погибли и Хамада стал работать с Личем. Утвердившись в своей профессии Бернард решил перебраться в Англию. В 1920 году, перед отъездом, он провёл выставку в Осаке, а в Токио организовал специальную прощальную выставку.
Сент-Айвс – Токио 1920-1944 гг.
Летом 1920 года Бернард Лич и Сёдзи Хамада отправились в Англию, где они совместно открыли мастерскую в Сент-Айвсе (графство Корнуолл), туда их пригласила богатая дама филантроп Фрэнсис Хорн, бывшая главой местной гильдии ремесленников. Она и предложила Личу возглавить гончарку в этой группе, вручила ссуду в размере 2500 фунтов на строительство и посулила доход 250 фунтов ежемесячно в течение трёх лет. В этом же году у Бернарда и Мюриэль родились дочери-близнецы Рут Джезамин и Элизабет Мэсси, прозванные «близняшками Бетти».
Бернард с женой и Сёдзи Хамада занялись строительством традиционной японской печи Анагамы, ставшей первой в Западной Европе. В 1923 году гончар Мацубаяши Цуруносукэ помогал реконструировать её. Первые обжиги были неудачными, поскольку ни один из молодых людей не умел достаточно хорошо управляться с такой печью. Только 10-15 % этих ранних работ были успешными. Также возникли сложности с поисками подходящей глины. Они нашли её около Сент-Эрта, ещё получали глину из Девона. Экспериментировали с различными видами топлива, жгли всевозможные сорта древесины и даже папоротник, приобретали всё больше навыков. В 1922 году разросшаяся семья Лича перебралась в бывший графский дом в бухту Карбис.
В 1923 году Хамада вернулся в Японию, так как он беспокоился о своей семье пережившей землетрясение в Канто. В том же году будущий знаменитый керамист Майкл Кардью переехал в мастерскую Лича.
Лич продолжал экспериментировать с глиняными смесями и глазурью. Он устраивал встречи посвящённые Раку по четвергам, где Мюриэль продавала порцию корнуолльскго чая по одному шиллингу за чашку. Поначалу их показы были безуспешными, но Лич вступил во многие сообщества и группы и продолжал «раскручиваться». Отлично разбирающийся в печах мастер Мацубаяши, прибывший из Японии в Сент-Айвс, был так потрясён печью построенной «мальчишками», что решил не разрушать её, а разобрал и построил заново.
Первый обжиг в обновлённой печи состоялся в мае 1924 года. Кэтрин Плейделл-Бувери присоединилась к команде Лича в качестве платной студентки и в течение года проходила обучение вместе с Норой Брейден. Многих тогда «прибивало к берегу» в Сент-Айвсе, появлялось сильное чувство общности, и это несмотря на серьезные финансовые проблемы. В 1925 году Лич встретил Леонарда и Дороти Элмхерст в Дартингтон-холле в Девоне. Эта американская пара впоследствии оказала большое влияние на развитие гончарного дела в Сент-Айвсе и на финансы Лича, Дороти унаследовала деньги своей семьи.
Майкл Кардью покинул Сент-Айвс в 1926 году, основав свою мастерскую в Винчкомбе, Глостершир. Меж тем гончарное производство Лича продолжало страдать от финансовых затруднений, Бернард был готов на любые ухищрения, поэтому были выпущены «акции». В 1928 году Лич писал, — «Брошюра мастеров №3 (список новых мастеров). К гончарному делу присоединились Дэвид Лич и Гарри Дэвис — опытный молодой гончар». Лори Кукс оказалась в мастерской год спустя, она выполняла обязанности менеджера и секретаря. Вскоре после присоединения к гончарке она стала претендовать и на самого Лича.
Эльмхерсты пригласили Бернарда в Дартингтон в 1932 году, чтобы он организовал там гончарную мастерскую и преподавал. Пока Лич был в Дартингтоне и ездил с лекциями в Японию, он оставлял Гарри Дэвиса главным в Сент-Айвсе. По возвращении из Японии Бернард сообщил Мюриэль, что их брак распался. Затем он купил фургон и в 1935 году отправился в поездку по Англии с Лори Кукс. Вскоре (в 1937-м) пара поселилась в Дартингтоне, создав себе мастерскую в деревянном доме, который так и назвали – «Хижина».
Ещё в Дартингтоне Лич встретил Марка Тоби, американского художника, который познакомил его с верой «Бахаи», вместе они совершили путешествие по Франции и Италии, из Неаполя приехали в Гонконг, затем в Шанхай, где и расстались. Бернард направился в Японию. Позже, в 1940 году Лич формально стал Бахаистом, совершив паломничество в Хайфу, Израиль, где находится усыпальница создателя этой религии — Баба, называемая «Храмом Бахаи».
Знакомство с идеями Бахаи дополнительно простимулировало Бернарда сделать что-то для слияния Востока и Запада, и Лич начал работу над «Книгой гончара», которая стала его самой важной печатной публикацией. В 1938 году его сын Дэвид вернулся в Сент-Айвс после двух-трёх лет обучения менеджменту гончарного дела в Сток-он-Тренте. Он инициировал много изменений в управлении мастерской: это и контроль над расходом электроэнергии, и эксплуатация оборудования, и выбор топлива для обжига. Благодаря этим мерам удалось сократить время затрачиваемое на производство изделий на 20-25 %. Теперь в цеху работала постоянная команда в которую входил также Уильям (Билл) Маршалл, начавший трудиться здесь ещё в возрасте 14 лет, он внёс большой вклад в дело Лича.
В 1940 году «Faber & Faber» опубликовали «Книгу гончара» Бернарда Лича, где автор изложил свою философию и взгляды на искусство. Произведение получило большую поддержку, число последователей мастера росло. Между западом и востоком в таких сферах как наука, культура и религия всегда существовали различия, то же было и с искусством. В керамике, напротив, происходило сильное заимствование техник, эстетики и традиций во все периоды времени.
Личу удалось доказать, что гончарное ремесло, это искусство удивительное, неисчерпаемое, не имеющее границ. Его работа показывает — слияние лучших черт разных культур возможно, и вовсе необязательно, чтобы одна вытеснила или поглотила при этом другую. Такой подход расширяет диапазон приёмов используемых мастерами, и два ремесленника из разных частей света могут дополнять друг друга не только технологически, но и творчески, этот синтез порождает необыкновенные произведения.
В 1943-м Дэвид Лич отправился на войну, и Бернард вернулся к гончарному делу, поселившись в доме при мастерской построенном ещё в 1927 году. В период войны взорвавшаяся мина разрушила его часть. Производство керамики продолжалось силами небольшой команды, которой помогали молодые ребята избежавшие службы. Лич развёлся с Мюриэль, а затем в 1944 году женился на Лори и они усыновили Мориса — младенца, чья семья погибла.
Керамика и международные туры 1945-1956 гг.
После Второй мировой войны Дэвид Лич стал партнёром отца и объединил команду лучших учеников. Первый каталог «Standard Ware» был выпущен в 1946 году. В Сент-Айвс прибывало всё больше новых учеников, молодые талантливые американцы Уоррен и Аликс МакКензи, буквально боготворившие Лича, проработали здесь два с половиной года начиная с 1949-го.
В начале 1950-х Бернард Лич много гастролировал, посетил Скандинавию, США и Японию, поручив контроль над гончаркой Дэвиду. Во время своего турне 1953 года по США, где Лич совместно с Соэцу и Хамадой читал лекции, Бернард познакомился с Джанет Дарнелл — молодой американской керамисткой. Через год они стали близки, планировали пожениться и жить в Японии. Однако, этого не случилось, и они приехали в Сент-Айвс. Мюриэль умерла в 1955 году, а в 1956-м Лич развёлся с Лори и женился на Джанет, которая вскоре взяла на себя управление мастерской.
Достижения, мировая известность 1957-1979 гг.
В шестидесятые годы Бернард ездил с лекциями по всему миру и выставлял много своих работ. Также он получил множество наград, как дома, так и за рубежом. В 1960 году Бернард и Джанет совершили успешный тур по США. Издательство «Faber & Faber» опубликовало новую книгу Лича «Гончар в Японии».
В 1961 году Совет по искусству Великобритании провёл большую ретроспективную выставку работ мастера. Лич получил самое высокое признание, его разработки были приняты в качестве эталонных, теперь ссылаясь на них начали оценивать чужие.
Лич также посетил Японию, Австралию и Новую Зеландию. В это время он купил небольшую квартиру в новом жилом комплексе под названием «Barnaloft», окна которого выходили на пляж Портмер в Сент-Айвсе.
Лич был награждён Орденом Британской империи в 1962 году. В 1966-ом «Faber & Faber» опубликовали «Кензан и его традиции». В том же году Лич отправился с лекциями в Венесуэлу, Колумбию, Гондурас, США и Японию. В Японии он получил орден «Священное сокровище» 2-й степени. Это была высшая награда для неграждан.
Лич и Джанет снова поехали в Японию в 1967 году. Но сперва они сделали остановку в Гонконге, где Бернард безуспешно искал могилу матери. В семидесятые годы Лич опубликовал много каталогов своих работ. Он получил больше наград, чем когда-либо, как в Британии, так и за рубежом. В 1972 году издательство «Kodansha» перевело на английский и опубликовало адаптированный вариант «Неизвестного мастера» Янаги Соэцу.
Годом позже «Adams and Dart» опубликовали «Рисунки, стихи и убеждения». Японский фонд наградил Лича эквивалентом Нобелевской премии во время его последнего визита в Японию в 1974 году. Вскоре, внезапная потеря зрения положила конец его дням в мастерской. В то же время большая дровяная печь, построенная ещё в двадцатые годы, использовалась всё реже и реже из-за снизившихся объёмов производства и жалоб соседей, поэтому была введена новая газовая печь.
Ещё одна ретроспективная выставка по случаю 90-летия Лича прошла в Музее Виктории и Альберта в 1977 году. Билл Маршалл покинул Сент-Айвс после 39 лет работы, вместе со своим сыном Эндрю он основал собственную гончарную мастерскую, неподалёку в Леланте. В 1978-м в Японии скончался Сёдзи Хамада. «Faber & Faber» опубликовали последний труд Лича «За пределами Востока и Запада: мемуары, портреты и эссе». Бернард Лич умер 6 мая 1979 года в госпитале Святого Майкла, он был похоронен на кладбище Лонгстон недалеко от бухты Карбис в Сент-Айвсе.
Мастерская Лича после Лича 1979-2020 гг.
После смерти Бернарда Джанет Лич прекратила производство стандартной посуды, чтобы сосредоточиться на своём творчестве. Она умерла в 1997 году завещав Гончарную мастерскую Мэри Редгрейв, та продолжила управлять ей до самой своей смерти в 2005-м. Затем здание было продано частному покупателю Алану Гилхэму. Впоследствии его приобрёл районный совет Пенвита для восстановления. По завершении работ мастерская была передана Фонду Лича, созданному для управления наследием мастера.
© Великая керамика 11.10.2020
Источники: https://fromthecoasttothewall.com/the-leach-pottery/, https://www.britannica.com/biography/Bernard-Leach, https://alchetron.com/Bernard-Leach, https://www.ngv.vic.gov.au/explore/collection/artist/, https://www.peterwilson.co.uk/auction/bernard-leach, https://cornwall365.com/leach-100/
Энергия и целеустремлённость этого человека — поражают!