Бернард Лич — История жизни и творчества

1
125665
Бернард Лич
Бернард Лич (Bernard Howell Leach) Британский керамист, 1961 г. | photo from www.npg.org.uk

Основанная в 1920 году Бернардом Личем и Сёдзи Хамадой гончарная мастерская в Сент-Айвсе, стала одним из самых уважаемых и влиятельных центров культуры связанных с керамикой. Здесь формировался облик студийного гончара двадцатого века. Можно сказать, что из Сент-Айвса берёт начало современная британская керамическая мастерская. Множество зрелых ремесленников, а также студентов со всего мира приезжали сюда учиться, создавая уникальную международную среду в сердце Корнуолла. Так стал происходить творческий обмен между востоком и западом не прекращающийся по сей день. Сегодня мастерская, музей и галерея в Сент-Айвсе продолжают развивать наследие великого мастера. Бернард Лич (Bernard Leach), один из самых заметных деятелей искусства двадцатого века создал мощнейший импульс, благодаря которому вдохновлённые художники-гончары со всего мира смогли себя реализовать.

Детство и юность 1887-1906 гг.

Бернард Хауэлл Лич родился в Гонконге 5 января 1887 года. Его мать Элеонора умерла при родах и бабушка с дедушкой увезли внука в Киото. Прошло четыре года, отец снова женился, он взял сына и отправился с ним обратно в Гонконг, а затем в Сингапур, где он работал судьёй.

Бернард Лич
Гонконг, Бухта Виктория 1890-е годы | photo from www.scmp.com

В 1897 году, когда Бернарду было 10 лет, его дядя Гранвиль привез мальчика в Англию, чтобы он поступил в Бомонт-колледж (школу иезуитов в Старом Виндзоре). Лич бросил школу в 16 лет, преуспев только в рисовании, ну ещё в красноречии и крикете. Затем он поступил в школу искусств Слэйд при Лондонском университете. В 1904 году его отцу поставили диагноз «рак печени», Бернард оставил учёбу, чтобы побыть с ним в Борнмуте. Он пообещал больному отцу сделать карьеру в Гонконгском банке. В ноябре того же года отца не стало.

Когда Личу было 18 он переехал в Манчестер и стал готовиться к вступительным экзаменам в банк оставаясь с дядей и тётей. Здесь он встретил свою кузину Мюриэль и влюбился в неё. В 1906 году Бернард получил должность младшего банковского служащего в HSBC в Лондоне. Вскоре он разочаровался в банковском деле, вдобавок ему запретили встречаться с Мюриэль. Поэтому он ушёл из банка и отправился в Дорсет и Северный Уэльс, чтобы начать рисовать. В 21 год он унаследовал скромный доход и смог поступить в Лондонскую школу искусств в Кенсингтоне, где его учителем стал Фрэнк Брэнгвин, который убедил юношу посвятить свою жизнь искусству.

Япония – Китай – Англия 1908-1920 гг.

Лич снова встретил Мюриэль в 1908 году, они обручились и планировали пожениться. Лич решил вернуться в Токио и отправился туда перед Мюриэль, намереваясь заняться японской гравюрой. Мюриэль вскоре присоединилась к нему и они поженились. Бернард осваивал различные техники рисования, травление, резьбу по дереву, зарабатывал рисуя обложки для художественных журналов. Мюриэль преподавала английский язык.

Бернард Лич
Чайная чаша, стиль Раку, XVII век, неизвестный мастер | photo from www.britannica.com

Первенец Дэвид Эндрю родился у супругов в 1911-м, в этом же году Лича и его друга японца Томимото Кенкичи пригласили на одну презентацию, где делали традиционную керамику в стиле Раку. Бернард был очарован процессом обжига, он потом так писал об этом, — «На моих глазах происходило какое-то невероятное чудо, я был унесён в новый мир. Ошарашенный, я был готов взяться за это ремесло немедленно!». Наступил поворотный момент в жизни Лича, он решил всерьёз заняться керамикой. Его рекомендовали мастеру Урано Шигекичи, больше известному как Кензан VI из династии гончаров Кензан, Бернард занимался у него по два дня в неделю в течение двух лет.

Он учился формовке, художественному оформлению в различных стилях, а также традиционным техникам обжига. Затем Бернард начал делать посуду для своей первой выставки. В 1913 году у него родился второй сын Уильям Майкл. Лич успешно провёл несколько показов в 1914 году и опубликовал свой первый буклет «Обзор 1909–1914». В то время Лич был опечален растущей вестернизацией Японии, поэтому он отправился в Пекин, куда его пригласил прусский философ и искусствовед Альфред Вестарп, живший там в то время. К концу года Бернард возвратился в Японию, так как у него родилась дочь Элеонора. Отметив Рождество семья в полном составе отправилась в Китай и поселилась в Пекине.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, ваза, Токио 1913 г. | photo from www.collections.vam.ac.uk

Янаги Соэцу — друг Лича из группы «Сиракаба», будущий основатель движения «Мингеи» – побывав у него, рассказал о своём посещении корейских гончарных мастерских. Это возродило интерес Бернарда к керамике, и Янаги убедил его в 1916 году вернуться в Японию. Год спустя Лич открыл гончарную мастерскую в деревне Янаги — Абико. Он разработал свой собственный стиль вобравший в себя черты традиционной японской, китайской, корейской и английской посуды. Это, наконец, принесло ему то удовлетворение, которого он жаждал. В это время Бернард повстречал молодого (на семь лет его младше) керамиста Сёдзи Хамаду, нашёл в нём родственную душу и сдружился с ним. У того в 1919 году в мастерской случился серьёзный пожар, все работы погибли и Хамада стал работать с Личем. Утвердившись в своей профессии Бернард решил перебраться в Англию. В 1920 году, перед отъездом, он провёл выставку в Осаке, а в Токио организовал специальную прощальную выставку.

Сент-Айвс – Токио 1920-1944 гг.

Летом 1920 года Бернард Лич и Сёдзи Хамада отправились в Англию, где они совместно открыли мастерскую в Сент-Айвсе (графство Корнуолл), туда их пригласила богатая дама филантроп Фрэнсис Хорн, бывшая главой местной гильдии ремесленников. Она и предложила Личу возглавить гончарку в этой группе, вручила ссуду в размере 2500 фунтов на строительство и посулила доход 250 фунтов ежемесячно в течение трёх лет. В этом же году у Бернарда и Мюриэль родились дочери-близнецы Рут Джезамин и Элизабет Мэсси, прозванные «близняшками Бетти».

Бернард Лич
Сент-Айвс 1920-е годы | photo from www.cornwalls.co.uk

Бернард с женой и Сёдзи Хамада занялись строительством традиционной японской печи Анагамы, ставшей первой в Западной Европе. В 1923 году гончар Мацубаяши Цуруносукэ помогал реконструировать её. Первые обжиги были неудачными, поскольку ни один из молодых людей не умел достаточно хорошо управляться с такой печью. Только 10-15 % этих ранних работ были успешными. Также возникли сложности с поисками подходящей глины. Они нашли её около Сент-Эрта, ещё получали глину из Девона. Экспериментировали с различными видами топлива, жгли всевозможные сорта древесины и даже папоротник, приобретали всё больше навыков. В 1922 году разросшаяся семья Лича перебралась в бывший графский дом в бухту Карбис.

В 1923 году Хамада вернулся в Японию, так как он беспокоился о своей семье пережившей землетрясение в Канто. В том же году будущий знаменитый керамист Майкл Кардью переехал в мастерскую Лича.

Лич продолжал экспериментировать с глиняными смесями и глазурью. Он устраивал встречи  посвящённые Раку по четвергам, где Мюриэль продавала порцию корнуолльскго чая по одному шиллингу за чашку. Поначалу их показы были безуспешными, но Лич вступил во многие сообщества и группы и продолжал «раскручиваться». Отлично разбирающийся в печах мастер Мацубаяши, прибывший из Японии в Сент-Айвс, был так потрясён печью построенной «мальчишками», что решил не разрушать её, а разобрал и построил заново.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, чаша, Сент-Айвс 1926 г. | photo from www.collections.vam.ac.uk

Первый обжиг в обновлённой печи состоялся в мае 1924 года. Кэтрин Плейделл-Бувери присоединилась к команде Лича в качестве платной студентки и в течение года проходила обучение вместе с Норой Брейден. Многих тогда «прибивало к берегу» в Сент-Айвсе, появлялось сильное чувство общности, и это несмотря на серьезные финансовые проблемы. В 1925 году Лич встретил Леонарда и Дороти Элмхерст в Дартингтон-холле в Девоне. Эта американская пара впоследствии оказала большое влияние на развитие гончарного дела в Сент-Айвсе и на финансы Лича, Дороти унаследовала деньги своей семьи.

Майкл Кардью покинул Сент-Айвс в 1926 году, основав свою мастерскую в Винчкомбе, Глостершир. Меж тем гончарное производство Лича продолжало страдать от финансовых затруднений, Бернард был готов на любые ухищрения, поэтому были выпущены «акции». В 1928 году Лич писал, — «Брошюра мастеров №3 (список новых мастеров). К гончарному делу присоединились Дэвид Лич и Гарри Дэвис — опытный молодой гончар». Лори Кукс оказалась в мастерской год спустя, она выполняла обязанности менеджера и секретаря. Вскоре после присоединения к гончарке она стала претендовать и на самого Лича.

Эльмхерсты пригласили Бернарда в Дартингтон в 1932 году, чтобы он организовал там гончарную мастерскую и преподавал. Пока Лич был в Дартингтоне и ездил с лекциями в Японию, он оставлял Гарри Дэвиса главным в Сент-Айвсе. По возвращении из Японии Бернард сообщил Мюриэль, что их брак распался. Затем он купил фургон и в 1935 году отправился в поездку по Англии с Лори Кукс. Вскоре (в 1937-м) пара поселилась в Дартингтоне, создав себе мастерскую в  деревянном доме, который так и назвали – «Хижина».

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, ваза, Сент-Айвс 1931 г. | photo from www.collections.vam.ac.uk

Ещё в Дартингтоне Лич встретил Марка Тоби, американского художника, который познакомил его с верой «Бахаи», вместе они совершили путешествие по Франции и Италии, из Неаполя приехали в Гонконг, затем в Шанхай, где и расстались. Бернард направился в Японию. Позже, в 1940 году Лич формально стал Бахаистом, совершив паломничество в Хайфу, Израиль, где находится усыпальница создателя этой религии — Баба, называемая «Храмом Бахаи».

Знакомство с идеями Бахаи дополнительно простимулировало Бернарда сделать что-то для слияния Востока и Запада, и Лич начал работу над «Книгой гончара», которая стала его самой важной печатной публикацией. В 1938 году его сын Дэвид вернулся в Сент-Айвс после двух-трёх лет обучения менеджменту гончарного дела в Сток-он-Тренте. Он инициировал много изменений в управлении мастерской: это и контроль над расходом электроэнергии, и эксплуатация оборудования, и выбор топлива для обжига. Благодаря этим мерам удалось сократить время затрачиваемое на производство изделий на 20-25 %. Теперь в цеху работала постоянная команда в которую входил также Уильям (Билл) Маршалл, начавший трудиться здесь ещё в возрасте 14 лет, он внёс большой вклад в дело Лича.

Бернард Лич
«Книга гончара» Бернарда Лича, издание 1940 года

В 1940 году «Faber & Faber» опубликовали «Книгу гончара» Бернарда Лича, где автор изложил свою философию и взгляды на искусство. Произведение получило большую поддержку, число последователей мастера росло. Между западом и востоком в таких сферах как наука, культура и религия всегда существовали различия, то же было и с искусством. В керамике, напротив, происходило сильное заимствование техник, эстетики и традиций во все периоды времени.

Личу удалось доказать, что гончарное ремесло, это искусство удивительное, неисчерпаемое, не имеющее границ. Его работа показывает — слияние лучших черт разных культур возможно, и вовсе необязательно, чтобы одна вытеснила или поглотила при этом другую. Такой подход расширяет диапазон приёмов используемых мастерами, и два ремесленника из разных частей света могут дополнять друг друга не только технологически, но и творчески, этот синтез порождает необыкновенные произведения.

В 1943-м Дэвид Лич отправился на войну, и Бернард вернулся к гончарному делу, поселившись в доме при мастерской построенном ещё в 1927 году. В период войны взорвавшаяся мина разрушила его часть. Производство керамики продолжалось силами небольшой команды, которой помогали молодые ребята избежавшие службы. Лич развёлся с Мюриэль, а затем в 1944 году женился на Лори и они усыновили Мориса — младенца, чья семья погибла.

Бернард Лич
Элизабет Лич, Мюриэль Лич, Дэвид Лич и Джезамин Лич, начало 1940-х | photo from www.leachpottery.com

Керамика и международные туры 1945-1956 гг.

После Второй мировой войны Дэвид Лич стал партнёром отца и объединил команду лучших учеников. Первый каталог «Standard Ware» был выпущен в 1946 году. В Сент-Айвс прибывало всё больше новых учеников, молодые талантливые американцы Уоррен и Аликс МакКензи, буквально боготворившие Лича, проработали здесь два с половиной года начиная с 1949-го.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, горшок в виде пагоды 1950 г. | photo from www.ngv.vic.gov.au

В начале 1950-х Бернард Лич много гастролировал, посетил Скандинавию, США и Японию, поручив контроль над гончаркой  Дэвиду. Во время своего турне 1953 года по США, где Лич совместно с Соэцу и Хамадой читал лекции, Бернард познакомился с Джанет Дарнелл — молодой американской керамисткой. Через год они стали близки, планировали пожениться и жить в Японии. Однако, этого не случилось, и они приехали в Сент-Айвс. Мюриэль умерла в 1955 году, а в 1956-м Лич развёлся с Лори и женился на Джанет, которая вскоре взяла на себя управление мастерской.

Бернард Лич
Янаги Соэцу, Бернард Лич и Сёдзи Хамада 1952 г. | photo from www.cfileonline.org

Достижения, мировая известность 1957-1979 гг.

В шестидесятые годы Бернард ездил с лекциями по всему миру и выставлял много своих работ. Также он получил множество наград, как дома, так и за рубежом. В 1960 году Бернард и Джанет совершили успешный тур по США. Издательство «Faber & Faber» опубликовало новую книгу Лича «Гончар в Японии».

В 1961 году Совет по искусству Великобритании провёл большую ретроспективную выставку работ мастера. Лич получил самое высокое признание, его разработки были приняты в качестве эталонных, теперь ссылаясь на них начали оценивать чужие.

Бернард Лич
Команда Лича, Сент-Айвс, 1961 год. Слева направо: Йен Стил, Уоррен МакКензи, Майкл Генри, неизвестеный, Пэт Эшмор, Джин Виникомб, Шинсаку Хамада, Бернард Лич, Сёдзи Хамада, Билл Маршалл, Скотт Маршалл, Джанет Лич, две дочери Уоррена МакКензи, Джон Рив, Ханна Рив (на плечах), Соледад Рив, Донна Балма, Гленн Льюис, Мирек Шмисек, Джек Уорселдайн, Сьюзан Маршалл | photo from www.leachpottery.com

Лич также посетил Японию, Австралию и Новую Зеландию. В это время он купил небольшую квартиру в новом жилом комплексе под названием «Barnaloft», окна которого выходили на пляж Портмер в Сент-Айвсе.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, вазы 1951 г. | photo from www.collections.vam.ac.uk

Лич был награждён Орденом Британской империи в 1962 году. В 1966-ом «Faber & Faber» опубликовали «Кензан и его традиции». В том же году Лич отправился с лекциями в Венесуэлу, Колумбию, Гондурас, США и Японию. В Японии он получил орден «Священное сокровище» 2-й степени. Это была высшая награда для неграждан.

Лич и Джанет снова поехали в Японию в 1967 году. Но сперва они сделали остановку в Гонконге, где Бернард безуспешно искал могилу матери. В семидесятые годы Лич опубликовал много каталогов своих работ. Он получил больше наград, чем когда-либо, как в Британии, так и за рубежом. В 1972 году издательство «Kodansha» перевело на английский и опубликовало адаптированный вариант «Неизвестного мастера» Янаги Соэцу.

Бернард Лич
Сент-Айвс 1966 г., В центре: Бернард Лич, Сёдзи Хамада с женой, Джаннет Лич | photo from www.antique-collecting.co.uk

Годом позже «Adams and Dart» опубликовали «Рисунки, стихи и убеждения». Японский фонд наградил Лича эквивалентом Нобелевской премии во время его последнего визита в Японию в 1974 году. Вскоре, внезапная потеря зрения положила конец его дням в мастерской. В то же время большая дровяная печь, построенная ещё в двадцатые годы, использовалась всё реже и реже из-за снизившихся объёмов производства и жалоб соседей, поэтому была введена новая газовая печь.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, чаша 1960-е годы | photo from www.alchetron.com

Ещё одна ретроспективная выставка по случаю 90-летия Лича прошла в Музее Виктории и Альберта в 1977 году. Билл Маршалл покинул Сент-Айвс после 39 лет работы, вместе со своим сыном Эндрю он основал собственную гончарную мастерскую, неподалёку в Леланте. В 1978-м в Японии скончался Сёдзи Хамада. «Faber & Faber» опубликовали последний труд Лича «За пределами Востока и Запада: мемуары, портреты и эссе». Бернард Лич умер 6 мая 1979 года в госпитале Святого Майкла, он был похоронен на кладбище Лонгстон недалеко от бухты Карбис в Сент-Айвсе.

Бернард Лич
Работы Бернарда Лича, ваза 1959 г. | photo from www.ngv.vic.gov.au

Мастерская Лича после Лича 1979-2020 гг.

После смерти Бернарда Джанет Лич прекратила производство стандартной посуды, чтобы сосредоточиться на своём творчестве. Она умерла в 1997 году завещав Гончарную мастерскую Мэри Редгрейв, та продолжила управлять ей до самой своей смерти в 2005-м. Затем здание было продано частному покупателю Алану Гилхэму. Впоследствии его приобрёл районный совет Пенвита для восстановления. По завершении работ мастерская была передана Фонду Лича, созданному для управления наследием мастера.

© Великая керамика 11.10.2020

Источники: https://fromthecoasttothewall.com/the-leach-pottery/, https://www.britannica.com/biography/Bernard-Leach, https://alchetron.com/Bernard-Leach, https://www.ngv.vic.gov.au/explore/collection/artist/, https://www.peterwilson.co.uk/auction/bernard-leach, https://cornwall365.com/leach-100/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь