Традиционный японский стиль Ига

0
251
ига
Кувшин для воды известный как - Ябуребукуро (яп. разорванный мешок), период Момояма (1568-1603), стиль ига. Имеет статус Национального сокровища. Пример новой эстетической концепции - «красота в несовершенстве». | Художественный музей Гото, Токио. | photo from www.turuta.jp

Традиционный японский стиль ига, из области Ига (сейчас часть префектуры Миэ, о. Хонсю), возник ещё в период Нара (710-794 гг.). Из-за высокой огнестойкости местная глина хорошо подходит для изготовления горшков и посуды выдерживающей жар очага. Сосуды обладают гладкой и прочной красно-коричневой «кожей». Ига – керамика высокотемпературного обжига, для её создания используются дровяные печи. Своё великолепное, стеклообразное покрытие посуда получает благодаря продуктам горения, это называется – естественная глазурь.

ига
Глиняный горшок, начало периода Эдо (1603-1868), стиль Ига. Неизвестный мастер. | photo from www.encyclocraftsapr.com

Керамика Ига очень похожа на посуду Сигараки из соседней префектуры Сига, но есть отличия. Посуда Ига, как правило, твёрже и тяжелее чем Сигараки и имеет ручки, как говорят — «у Ига есть уши, а у Сигараки нет». Появление этих «ушей» когда-то было поддержано местным феодалом Цуцуи Садацугу (1562–1615) жившим в период Адзути-Момояма (1568-1603). Посуду, чей облик сформировался до этого периода, теперь принято называть «Старая Ига» (яп. 伊賀焼, ко-ига).

ига
Чайная чаша из Киото, период Мэйдзи (1868-1912), стиль ига. Мастер Икеда Сэйсукэ (1839-1900) | photo from www.npg.si.edu

В то время гончары в основном делали миски, горшки и ступки. Пополнение ассортимента изделий произошло в начале периода Эдо (1603-1868), когда философия ваби-саби (яп. 侘寂) завладела умами воинов и начала процветать чайная церемония. Родиной этого нового стиля считаются деревни Макияма и Марубашира в районе Ига, где местные феодалы способствовали продвижению чайной эстетики.

ига
Мидзусаси (кувшин для воды), наше время, стиль ига. Мастер Хироюки Савада | photo from www.2000cranes.com

Здесь было произведено множество уникальных предметов посуды Ига, в первую очередь чайные чаши (яп. 茶碗 тяван) и кувшины для воды (яп. 水指 мидзусаси). Тоннельные печи анагама отошли на задний план, их заменили каскадные ноборигама, завезённые корейцами. Сосуды приобрели новые элементы декора, в том числе волнообразный узор, создаваемый с помощью шпателя, подпалины (коге). Нередко вазы и кувшины намеренно деформировались для придания им большей художественной выразительности, стали появляться разрывы и трещины.

ига
Ваза, наше время, стиль ига. Мастер Хироюки Савада | photo from www.2000cranes.com

В дополнение к «естественной» вводилась и другая глазурь, в частности – биидоро, дающая характерный зеленоватый оттенок, иногда она скапливается небольшими круглыми пятнышками, получившими название — «глаза стрекозы». Применение этих техник определило канон стиля Ига (яп. 伊賀焼, ига-яки), бережно хранимый до сих пор. Но связь со старой Игой у ига-яки прямая, т.к. для появления последнего, был необходим опыт поколений гончаров этого региона и тот же материал – глина озера Бива. Единственное, что отделяет эти два явления в японской керамике друг от друга, кроме восьми сотен лет, это назначение самой посуды, «новая Ига» призвана служить (яп. 茶の湯, тя-но-ю) чайной церемонии.

ига
Чайная чаша (2012 г.), стиль ига с пятнами зелёной глазури биидоро (те самые «глаза стрекозы»). Мастер Сюхей Фудзиока (1947-) | photo from www.mirviss.com

Посуда Ига обжигается недалеко от её более известного соседа — Сигараки. У этих двух средневековых печей много общего, в том числе структура глиняного тела и естественная древесная глазурь. Однако, в наше время стиль сигараки представляет несколько десятков мастеров и всемирно известный музей, с ига же, работает всего несколько гончаров и нет ничего «знаменитого», кроме единственного, что имеет значение: великолепной керамики!

© Великая керамика 16.01.2021

Источники: https://encyclocraftsapr.com/iga-yaki/, https://npg.si.edu/objects/iga-ware/, https://www.2000cranes.com/japan-crafts/iga-yaki/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь