Как и многие другие ремесла, традиция изготовления керамики в Индии очень древняя. Керамика страны всегда говорит об уровне её материальной культуры. Это одно из тех важных средств, с помощью которых люди передают знания следующим поколениям, создают объекты культа и выражают свои эмоции. На протяжении тысячелетий гончарное искусство было наиболее красивой формой самовыражения. Глиняная посуда может рассказать нам не только о быте народа, но и о его духовной жизни.
Керамика, быть может, самое незаменимое из всех искусств. В Индии традиция изготовления керамики прослеживается до очень глубокой древности. В аграрной стране горшки для хранения воды и зерна всегда были востребованы. Настоящая история индийской керамики началась с цивилизации в долине Инда, а искусство формовки и обжига глиняных изделий, от терракоты до фаянса и фарфора, продолжалось на протяжении веков. В то время как посуда из красной глины больше подходит для бытовых целей, предметы из фарфора стали относиться к сфере искусства.

Производство керамики, как вручную, так и с помощью гончарного круга, происходило на всей территории Индии. Во времена существования доарийской цивилизации в долине реки Инд, Хараппской (по названию её главного города Хараппа), рассвет которой пришёлся на вторую половину III тысячелетия до н.э., гончарное дело уже занимало довольно важное место в жизни общества. Территория государства простиралась от Аравии до долины реки Ганг, оно занимало западную часть современной Индии, весь Пакистан и часть Афганистана. На пике развития цивилизации количество жителей приближалось к пяти миллионам, это примерно 10% населения Земли на тот момент. Уникальное достижение Хараппской цивилизации — это строительство городов из кирпича, самые крупные центры Хараппа и Мохенджо-Даро занимали площадь в несколько десятков гектар.

Города имели улицы с правильной планировкой. Мохенджо-Даро состоял из цитадели и нижнего города, там были обнаружены специальные зернохранилища, а также небольшой бассейн предназначенный, по-видимому, для омовения жрецов. В Хараппе найдены, возможно, первые в истории туалеты, а значит, жители могли контролировать подачу воды в город, а также её отведение. Здесь были изобретены гири для торговли, каменные и керамические печати, мастера делали ожерелья из драгоценных камней. Местные металлурги уже умели работать с медью, свинцом и оловом. Сложное пиктографическое письмо жителей долины Инда до сих пор не расшифровано. Закат Хараппской цивилизации произошёл около 1700 г. до н.э., причиной тому послужила засуха вызванная изменением русла реки Инд. А остатки населения были ассимилированы пришедшими на эту территорию Ариями.

Керамическое ремесло было хорошо развито в доарийский период. Для обжига изделий использовалась прямоугольная двухъярусная печь. Гончары обжигали глиняные таблички, печати, ёмкости для зерна и воды. Профессия гончара традиционно занимает уникальное положение среди ремёсел Индии, ведь от качества глиняных изделий зависит жизнеспособность народа. Сейчас в стране живёт более миллиона гончаров, это не считая сезонных рабочих, дополнительно привлекаемых к производству.
Ранний период (начало III тысячелетия до н.э.)
В третьем тысячелетии до н.э. в долине Инда гончарное производство было важнейшей отраслью, значение этих изделий трудно переоценить хотя бы потому, что Хараппские пиктографические надписи были найдены в основном на табличках из глины. Религиозные мотивы в протоиндийской керамике прослеживаются из столетия в столетие, демонстрируя очень плавный переход от одних изобразительных приёмов, к другим. Это позволило нам понять эволюцию верований и обрядов, нашедших выражение в различных формах и стилях изделий.

Хараппские гончары делали замечательную посуду, в основном используя колесо (гончарные круги из дерева не сохранились), как окрашенную в один тон, так и полихромную. Посуда из красной глины с тонкой росписью встречается чаще, чем окрашенная целиком (красного и чёрного цветов). Украшения состоят из горизонтальных полос различной толщины, выполненных в виде чешуек, ракушек, плодов и листьев. Кроме того, нередки изображения птиц, рыб и домашних животных. Среди глиняной посуды Хараппы есть несколько примечательных форм: небольшие постаменты, тарелки, бокалы, цилиндрические сосуды и различные виды чаш. Эти формы и манера росписи сохранялись и тиражировались по всему царству на протяжении веков. Существование единых гончарных традиций на такой большой территории трудно объяснить. Различные виды керамики, такие как глазурованная (кстати, самый ранний пример в древнем мире), резная, полихромная расписанная вручную использовались хараппцами.

Полихромная керамика (когда три и более цвета, красители на минеральной основе) была редкой и в основном представлена небольшими вазами, украшенными геометрическими узорами, в красном, чёрном и зелёном цветах, реже в белом и жёлтом. Керамическая посуда Инда включает кубки, глубокие миски, фляги, цилиндрические бутылки, вазы с узким горлышком, плоские горшки, мерники для зерна и специальные подставки для подношений.
Зрелый период цивилизации долины Инда
В последующее время (конец III — нач. II тысячелетия до н.э.), хараппская гончарная культура стала более массовой, так как большинство горшков уже изготавливалось на гончарном круге. Теперь не было необходимости экономить на материале и сосуды становились более массивными. Впитав в себя традиции предшествующих периодов (лаконичность форм, большой диапазон размеров изделий, растительные мотивы росписи) керамическое производство вышло на новую высоту. Большие кувшины для хранения с крупными изображениями животных и птиц стали характерны для зрелой фазы развития Хараппы. Горшки, имеющие ярко-красную основу, были превосходно окрашены в чёрный цвет, покрыты геометрическими узорами или растительным орнаментом, а иногда изображали сцены, рассказывали истории. Центр производства керамики в этот период сместился на запад долины Инда.

Чёрная и красная глиняная посуда была найдена в Саураштре (юго-восток долины Инда). Эксперты предполагают, что эти места, вероятно, избежали упадка, так как не были расположены на реке Инд и население не испытало бедствия, случившегося в западных поселениях. Следы хараппской глиняной посуды (2300-2000 гг. до н.э.) были также обнаружены при археологических раскопках в Бахрейне (остров в персидском заливе) и некоторых прибрежных местах залива. В дальнейшем, изображения животных на посуде, выглядящей как типичная протоиндийская, сменили корабли и лодки. Значит жители этого региона, как и многие другие соседи хараппцев, восприняли часть их культуры. А в таких областях как Гуджарат и Раджастхан (к юго-востоку от долины), наряду с Хараппской керамикой стали производиться другие виды гончарных изделий.
© Великая керамика 01.10.2021
gc