Skip to content

Великая керамика

Великая керамика: события мира керамики, история, производство, различные направления в искусстве керамики.

  • Главная
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Художники-керамисты
  • Бренды
  • Практика
  • Toggle search form
Сигараки

Японская керамика Сигараки

Posted on 19.04.202117.02.2023 By Мол Герин Комментариев к записи Японская керамика Сигараки нет

Сигараки (яп.信楽焼 сигараки-яки) — это керамика, изготовленная в окрестностях города Сигараки, префектура Сига. Из таких сортов глины, как кибуши, мидзути или гайроме получается огнестойкая, прочная посуда, её используют для хранения продуктов и напитков, приготовления пищи, она также тесно связана с культурой потребления чая. Размеры сосудов могут варьироваться от крохотных до очень крупных, более двух метров в высоту.

В процессе обжига в дровяной печи изделия окрашиваются в различные оттенки красного, переливаются бурым или коричневым блеском, это является их уникальной характеристикой. Сгорая, древесина превращается в золу, погружённая в неё нижняя часть сосудов приобретает более насыщенный тёмно-коричневый цвет. Покрываясь естественной пепельной глазурью керамика становится гладкой и блестящей. Пятна от пригорания на выступающих частях посуды сигараки очень ценятся. Эта церемониальная посуда уникальна, она отличается изысканной простотой и необыкновенной художественной выразительностью.

Сигараки
Сосуд для чая (ок. 1745 года), стиль Сигараки. Неизвестный мастер | photo from www.metmuseum.org

История 

Сигараки – это одна из шести древних печей Японии, таких как Бидзэн, Танба, Этидзэн, Сэто и Токонамэ (здесь, согласно принятой историками японской культуры терминологии, под понятием «печь» подразумевается комплекс культурно-ремесленных отличий характерных для того или иного региона: используемое сырьё, навыки мастеров, эстетические пристрастия заказчика, назначение изделий). Печь Сигараки — одна из самых прославленных, с многовековой историей и своими традициями. Считается, что первые гончарные мастерские появились здесь в VIII веке, когда император Сёму (701-756) приказал обжечь плитки для кровли во время строительства дворца в Сигараки.

Вплоть до конца периода Камакура (1185-1333) в основном производились кувшины для воды, но с развитием чайной культуры на островах в период Адзути-Момояма (1568-1603) стало выпускаться больше посуды. К концу XVI века в центральной Японии произошёл невиданный подъём гончарного искусства. Военные походы Тоётоми Хидэёси (1537-1598) в Китай и Корею способствовали культурному обмену, правда происходившему, по большей части, в одном направлении: самураи, уже успевшие приобщиться к чайной церемонии и определённой, отвечающей новым эстетическим требованиям посуде, начали приглашать, а чаще просто уводить к себе домой силой опытных китайских и корейских мастеров. Каждый такой правитель-японец опекал и развивал гончарное производство в своём владении.

Сигараки
Дровяная каскадная Ноборигама XVII века сохранившаяся до наших дней в Сигараки | photo from www.becos.tsunagujapan.com

Мастера инородцы порой наголову превосходили своих японских коллег: они знали секреты невероятных по красоте глазурей, владели техниками формовки, использовали более эффективные печи (каскадные). Со временем, возникли и новые стили, совершенно потрясающие, достаточно вспомнить Раку или Мино-керамику. Точка невозврата была пройдена. Это была эпоха великого соревнования, посуда стала предметом гордости, а каждый феодал стремился (как теперь бы сказали) «вывести в топ» свой избранный стиль. Чаши и другие предметы считались лучшим подарком; стали частью погребального ритуала; но в первую очередь, конечно, использовались в чайной церемонии. Такие влиятельные философы и эстеты как Такэно Дзёо (1502–1555), Сэн-но Рикю (1522-1591) и Кобори Энсю (1579-1647) путешествовали по стране внося свой вклад в формирование вкусов знати, к их советам внимательно прислушивались. К началу периода Эдо (1603-1868) новые стили — Сино, Орибэ, Хаги, Карацу и Такатори добрались до самых дальних уголков Японии, церемония перестала быть только уделом воинов, представители и других сословий приобщились к подобной посуде.   

Сигараки
Кувшин для пресной воды (XVI век) известный как «Ониоке» (яп. 悪魔のバケツ ведро дьявола), использовался мастером чайной церемонии Такэно Дзёо (1502–1555). Шедевр находится в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) | photo from www.metmuseum.org

Конечно, более древняя японская керамика ни куда не исчезла, просто ей пришлось преобразиться, соответствовать новым «трендам». Так ​​превосходная посуда Сигараки приобрела эстетические качества ваби-саби (侘寂 скромная простота). Помимо чайных чаш, в период Эдо ассортимент изделий пополнился за счёт бутылок для саке и глиняных горшков. Керамика начала массово производиться благодаря более эффективным печам ноборигама (登り窯), которые имели несколько камер и строились на склоне горы. Посуда сигараки стала незаменимой в повседневной жизни людей.

Сигараки
Кувшин (Киото XVII век), стиль Сигараки. Неизвестный мастер | photo from www.metmuseum.org

В период Мэйдзи (1868-1912) в Японии были построены железные дороги, и чайники, из которых разливали чай для гостей в вагоне, были сделаны в Сигараки. В период Тайсё (1912-1926), незадолго до Второй мировой войны, горшки-жаровни (яп. 火鉢, хибачи) из Сигараки стали самыми популярными предметами в домашнем хозяйстве японцев, 80% всех хибачи продаваемых в стране производились в Сигараки.

Сигараки
Современный хибачи из Сигараки | photo from www.store.shopping.yahoo.co.jp

Посуда сигараки с её уникальной текстурой и запахом земли пользуется всенародной любовью, сегодня в продаже есть широкий выбор изделий: от ваз и предметов домашнего обихода, до украшений и плитки для садовых дорожек. А глиняные статуэтки тануки (енотовидных собак) из Сигараки стали настолько популярны, что теперь просто таки олицетворимы с этим видом керамики, получившей в 1976 году статус «Традиционного национального ремесла».

Сигараки
Глиняные фигурки Тануки у входа в Парк Сигараки (Кока, преф. Сига) | photo from www.pikist.com

Сигараки в народе называют «городом гончаров», здесь, их только именитых и прославленных проживает несколько десятков человек. В последнее время появляется все больше молодых мастеров, чьи произведения, как и работы наставников, относятся к сфере искусства, в нём сочетаются традиционные техники и современный подход к созданию формы. У этих сосудов ещё больше скульптурных качеств, чем у их древних предшественников.

Создание изделий

Сырьё для изделий сигараки добывается из месторождений озера Бива, которое расположено к северу от Киото. Выкопанную глину необходимо хорошо высушить, затем её измельчают и смешивают с водой, чтобы получилась податливая гончарная масса. В зависимости от того, для какого типа керамических изделий предназначается смесь, может потребоваться разное количество времени и усилий для её получения. В наше время для этого нередко используют специальную глиномесильную машину. Богатая железом глина, используемая для изготовления посуды сигараки, не только плотная, но и гибкая, ей легко можно придать необходимую форму. Кстати, из этой же глины создаются изделия ига, эта прославленная печь – ближайший сосед Сигараки.

Сигараки
Чайная чаша (1998 г.), стиль Сигараки. Мастер Широ Цудзимура (1947-) | photo from www.metmuseum.org

После первого обжига при малой температуре сосуды покрываются глазурью. Полевой шпат и известняк смешивают, а для нанесения в наши дни используют воздушный пистолет, губки и ковшики. Глазурь растекается приобретая яркий цвет. Так раскрывается мастерство и оригинальный стиль каждого гончара. Если покрытие слишком густое, оно «не пропечётся» и необходимый эффект не будет достигнут. А когда слой глазури слишком тонкий, он поглощается глиной, цвет изделия остаётся естественным. Этот процесс требует опыта и навыков. В наше время многие гончары используют газовые или электрические печи, они обеспечивают стабильный нагрев.  

Сигараки
Бутыль для саке (1950 г.), стиль Сигараки. Мастер Росандзин Китаодзи (1883–1959) | photo from www.mirviss.com

В первую очередь свою внешность и особую текстуру посуда сигараки приобретает за счёт пепельной глазури. Предметы, размещенные в печи, обжигаются при температуре 1200 ℃. Пепел ложится на глину, образуется стеклоподобное покрытие, так называемая — естественная глазурь. Поскольку качество получаемой посуды зависит от таких параметров, как температура воздуха, влажность, газы внутри камеры и т.п., гончар не знает, как будут выглядеть изделия, пока не откроет печь. Обжиг посуды сигараки требует большого внимания, опыта и знаний.

Сигараки
Ваза (1958 г.), стиль Сигараки. Мастер Росандзин Китаодзи (1883–1959) | photo from www.mirviss.com

После того, как предметы были загружены и обожжены в течение 24 часов, начинается работа по извлечению. Температура в этот момент составляет около 200 ℃, поэтому мастера должны носить специальные перчатки и принимать другие меры предосторожности, чтобы не получить ожоги. Затем сосуды полируются, и это уже последний, завершающий этап.

Сигараки
Чайная чаша (нач. XXI века), стиль Сигараки. Мастер Сатоши Аракава | photo from www.japanpotterynet.com

ⓒ Великая керамика 19.04.2021

Источники: https://becos.tsunagujapan.com/en/japanese-ceramics-guide/, https://japanpotterynet.com/en/products/shigaraki-yaki/, https://japantsunami.com/crafts/shigaraki-ware/  

История керамики Tags:Азия, История, Ноборигама 登り窯, Сигараки 信楽焼, Стили Японии, Топ, Якисимэ ヤキシメは, Японцы

Навигация по записям

Previous Post: Миниатюрная керамика Джеффри Суинделла
Next Post: Эйдзиро Токунага

More Related Articles

Традиционный японский стиль Койсивара Традиционный японский стиль Койсивара История керамики
культура Наска Бутыль с двойным носиком, культура Наска, Перу 1-6 вв. н.э. История керамики
По мотивам китайского фарфора. Блюдо из Изника, Турция XVI век. История керамики
Кувшин для воды. Культура Маджаяо (Китай), фаза Баньшань (2650–2350 гг. до н.э.) История керамики
Китайская Китайская керамика. История (часть II, I тысячелетие н.э.) История керамики
Сидящий с мячом История керамики

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

Авангард (6) Австралийцы (37) Азия (265) Ака-э (1) Алжир (2) Американцы (48) Анагама 窖窯 (19) Ар-нуво (1) Аргентина (1) Арита (9) Африка (17) Ацтеки (1) Бан-чанг (1) Баухаус (4) Бельгия (1) Бидзэн 備前焼 (21) Бицуги (1) Боливия (1) Бразильцы (4) Бренды (19) Британцы (83) Великие мастера (81) Венгры (1) Венесуэла (1) Гана (1) Гоа (2) Голландия (1) Гонконг (1) Горибэ (1) Греки (5) Дамаскино (2) Датчане (10) Дзоган (1) Дзёмон (3) Диагита (1) Дизайн (10) Ебицуги (1) Европа (142) Египет (3) Живое Национальное Сокровище (15) Западный раку (6) Ига 伊賀焼 (11) Идо (1) Израиль (3) Индия (21) Индонезия (2) Интерьер (2) Иран (5) Ирландцы (3) Испанцы (2) История (77) Итальянцы (8) Кабилы (2) Канадцы (1) Карацу 唐津焼 (7) Касама 笠間焼 (3) Кения (1) Керамика мира (43) Ки-сэто 黄瀬戸焼 (10) Китай (6) Койсивара 小石原焼 (5) Конго (1) Корея (4) Кохики (4) Лаос (1) Либерия (1) Майолика (2) Мексика (4) Месоамерика (5) Мимбрес (1) Мингеи 民衆的な工芸 (12) Мино (16) Модерн (10) Набэсима (2) Немцы (6) Неолит (7) Нериаге (2) Нерикоми (1) Нигерия (4) Ноборигама 登り窯 (16) Норвегия (2) Обори-сома (1) Орибэ 織部焼 (9) Пакистан (1) Паракас (3) Перу (5) Португалия (1) Раку 楽焼 (2) Северная Африка (5) Сейхакудзи (6) Селадон (14) Сигараки 信楽焼 (6) Сино 志野焼 (17) Скульптура (82) События (2) Современный раку (2) Содейша 走泥社 (2) Сомецуке (5) Стили Японии (103) Судан (2) Сэтогуро 瀬戸黒焼 (5) Сэто 瀬戸焼 (6) Тайвань (1) Тайланд (1) Танба 丹波焼き (7) Терра сигиллата (2) Токонамэ 常滑焼 (1) Топ (102) Турция (2) Тэнмоку (11) Фарфор (72) Французы (12) Хаги 萩焼 (13) Хакудзи (1) Хидзенёсида (1) Хикадаши (1) Чили (4) Шведы (4) Швейцария (1) Шотландия (6) Шри-Ланка (1) Этидзэн 越前焼 (7) ЮАР (2) Южная Америка (17) Юсай (1) Якисимэ ヤキシメは (17) Японцы (213)
  • Австралия
  • Азия
  • Африка
  • Бренды
  • Европа
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Мастер-классы
  • Практика
  • Северная Америка
  • События и выставки
  • Советы профессионалов
  • Художники-керамисты
  • Южная Америка

Copyright 2018-2024 Great Ceramics | Великая керамика: История ремесла, путь искусства

Powered by PressBook Blog WordPress theme