Сигараки (яп.信楽焼 сигараки-яки) — это керамика, изготовленная в окрестностях города Сигараки, префектура Сига. Из таких сортов глины, как кибуши, мидзути или гайроме получается огнестойкая, прочная посуда, её используют для хранения продуктов и напитков, приготовления пищи, она также тесно связана с культурой потребления чая. Размеры сосудов могут варьироваться от крохотных до очень крупных, более двух метров в высоту.
В процессе обжига в дровяной печи изделия окрашиваются в различные оттенки красного, переливаются бурым или коричневым блеском, это является их уникальной характеристикой. Сгорая, древесина превращается в золу, погружённая в неё нижняя часть сосудов приобретает более насыщенный тёмно-коричневый цвет. Покрываясь естественной пепельной глазурью керамика становится гладкой и блестящей. Пятна от пригорания на выступающих частях посуды сигараки очень ценятся. Эта церемониальная посуда уникальна, она отличается изысканной простотой и необыкновенной художественной выразительностью.
История
Сигараки – это одна из шести древних печей Японии, таких как Бидзэн, Танба, Этидзэн, Сэто и Токонамэ (здесь, согласно принятой историками японской культуры терминологии, под понятием «печь» подразумевается комплекс культурно-ремесленных отличий характерных для того или иного региона: используемое сырьё, навыки мастеров, эстетические пристрастия заказчика, назначение изделий). Печь Сигараки — одна из самых прославленных, с многовековой историей и своими традициями. Считается, что первые гончарные мастерские появились здесь в VIII веке, когда император Сёму (701-756) приказал обжечь плитки для кровли во время строительства дворца в Сигараки.
Вплоть до конца периода Камакура (1185-1333) в основном производились кувшины для воды, но с развитием чайной культуры на островах в период Адзути-Момояма (1568-1603) стало выпускаться больше посуды. К концу XVI века в центральной Японии произошёл невиданный подъём гончарного искусства. Военные походы Тоётоми Хидэёси (1537-1598) в Китай и Корею способствовали культурному обмену, правда происходившему, по большей части, в одном направлении: самураи, уже успевшие приобщиться к чайной церемонии и определённой, отвечающей новым эстетическим требованиям посуде, начали приглашать, а чаще просто уводить к себе домой силой опытных китайских и корейских мастеров. Каждый такой правитель-японец опекал и развивал гончарное производство в своём владении.
Мастера инородцы порой наголову превосходили своих японских коллег: они знали секреты невероятных по красоте глазурей, владели техниками формовки, использовали более эффективные печи (каскадные). Со временем, возникли и новые стили, совершенно потрясающие, достаточно вспомнить Раку или Мино-керамику. Точка невозврата была пройдена. Это была эпоха великого соревнования, посуда стала предметом гордости, а каждый феодал стремился (как теперь бы сказали) «вывести в топ» свой избранный стиль. Чаши и другие предметы считались лучшим подарком; стали частью погребального ритуала; но в первую очередь, конечно, использовались в чайной церемонии. Такие влиятельные философы и эстеты как Такэно Дзёо (1502–1555), Сэн-но Рикю (1522-1591) и Кобори Энсю (1579-1647) путешествовали по стране внося свой вклад в формирование вкусов знати, к их советам внимательно прислушивались. К началу периода Эдо (1603-1868) новые стили — Сино, Орибэ, Хаги, Карацу и Такатори добрались до самых дальних уголков Японии, церемония перестала быть только уделом воинов, представители и других сословий приобщились к подобной посуде.
Конечно, более древняя японская керамика ни куда не исчезла, просто ей пришлось преобразиться, соответствовать новым «трендам». Так превосходная посуда Сигараки приобрела эстетические качества ваби-саби (侘寂 скромная простота). Помимо чайных чаш, в период Эдо ассортимент изделий пополнился за счёт бутылок для саке и глиняных горшков. Керамика начала массово производиться благодаря более эффективным печам ноборигама (登り窯), которые имели несколько камер и строились на склоне горы. Посуда сигараки стала незаменимой в повседневной жизни людей.
В период Мэйдзи (1868-1912) в Японии были построены железные дороги, и чайники, из которых разливали чай для гостей в вагоне, были сделаны в Сигараки. В период Тайсё (1912-1926), незадолго до Второй мировой войны, горшки-жаровни (яп. 火鉢, хибачи) из Сигараки стали самыми популярными предметами в домашнем хозяйстве японцев, 80% всех хибачи продаваемых в стране производились в Сигараки.
Посуда сигараки с её уникальной текстурой и запахом земли пользуется всенародной любовью, сегодня в продаже есть широкий выбор изделий: от ваз и предметов домашнего обихода, до украшений и плитки для садовых дорожек. А глиняные статуэтки тануки (енотовидных собак) из Сигараки стали настолько популярны, что теперь просто таки олицетворимы с этим видом керамики, получившей в 1976 году статус «Традиционного национального ремесла».
Сигараки в народе называют «городом гончаров», здесь, их только именитых и прославленных проживает несколько десятков человек. В последнее время появляется все больше молодых мастеров, чьи произведения, как и работы наставников, относятся к сфере искусства, в нём сочетаются традиционные техники и современный подход к созданию формы. У этих сосудов ещё больше скульптурных качеств, чем у их древних предшественников.
Создание изделий
Сырьё для изделий сигараки добывается из месторождений озера Бива, которое расположено к северу от Киото. Выкопанную глину необходимо хорошо высушить, затем её измельчают и смешивают с водой, чтобы получилась податливая гончарная масса. В зависимости от того, для какого типа керамических изделий предназначается смесь, может потребоваться разное количество времени и усилий для её получения. В наше время для этого нередко используют специальную глиномесильную машину. Богатая железом глина, используемая для изготовления посуды сигараки, не только плотная, но и гибкая, ей легко можно придать необходимую форму. Кстати, из этой же глины создаются изделия ига, эта прославленная печь – ближайший сосед Сигараки.
После первого обжига при малой температуре сосуды покрываются глазурью. Полевой шпат и известняк смешивают, а для нанесения в наши дни используют воздушный пистолет, губки и ковшики. Глазурь растекается приобретая яркий цвет. Так раскрывается мастерство и оригинальный стиль каждого гончара. Если покрытие слишком густое, оно «не пропечётся» и необходимый эффект не будет достигнут. А когда слой глазури слишком тонкий, он поглощается глиной, цвет изделия остаётся естественным. Этот процесс требует опыта и навыков. В наше время многие гончары используют газовые или электрические печи, они обеспечивают стабильный нагрев.
В первую очередь свою внешность и особую текстуру посуда сигараки приобретает за счёт пепельной глазури. Предметы, размещенные в печи, обжигаются при температуре 1200 ℃. Пепел ложится на глину, образуется стеклоподобное покрытие, так называемая — естественная глазурь. Поскольку качество получаемой посуды зависит от таких параметров, как температура воздуха, влажность, газы внутри камеры и т.п., гончар не знает, как будут выглядеть изделия, пока не откроет печь. Обжиг посуды сигараки требует большого внимания, опыта и знаний.
После того, как предметы были загружены и обожжены в течение 24 часов, начинается работа по извлечению. Температура в этот момент составляет около 200 ℃, поэтому мастера должны носить специальные перчатки и принимать другие меры предосторожности, чтобы не получить ожоги. Затем сосуды полируются, и это уже последний, завершающий этап.
ⓒ Великая керамика 19.04.2021
Источники: https://becos.tsunagujapan.com/en/japanese-ceramics-guide/, https://japanpotterynet.com/en/products/shigaraki-yaki/, https://japantsunami.com/crafts/shigaraki-ware/