Керамика – это важнейший маркер развития любой цивилизации. Её форма, материал и декоративные украшения часто являются ключом для анализа культурных отличий народа. Гончарные изделия появились на территории Индонезии ещё в доисторические времена, они использовались людьми освоившими земледелие.
Изделия ручной работы, произведенные в Индонезии, весьма разнообразны. В каждой провинции, даже у каждого производственного центра есть своя уникальная специализация. Индонезия входит в число стран, где процветает наибольшее количество ремёсел. Местные глиняные изделия красивы и уникальны, они воплощают суть индонезийской культуры.
Современная индонезийская керамика весьма привлекательна и конкурентоспособна. Она удовлетворяет потребности мирового рынка в глиняных сувенирах и декоративных изделиях. Индонезийские продукты несут креативные идеи для интерьеров и обустройства дома. Эти керамические изделия улучшат домашнюю атмосферу и создадут ауру покоя во дворе и саду. В ходе истории было доказано, что индонезийские гончары способны адаптироваться к любым изменениям рыночных вкусов.
История
Через территорию Индонезии проходит древний торговый путь между Ближним и Дальним Востоком, здесь чувствуется влияние многих культур и религий, включая Индуизм, Буддизм, Конфуцианство и Ислам. Индонезийская культура сформировалась в результате длительного взаимодействия между традиционным искусством коренных народов и множеством влияний пришедших со всех уголков мира. В результате образовалась сложная культурная смесь, индонезийские изобразительные модели выражают это смешение. Творческий дух и тяга к новаторству индонезийского народа помогли создать Боробудур, один из величайших шедевров мировой храмовой архитектуры.
Археологические находки говорят нам о том, что культура обработки глины начала развиваться, когда охотничьи кочевые общины перешли к оседлому образу жизни. Горшки для приготовления пищи на огне стали первым типом гончарных изделий. Древние люди создавали свою посуду из влажных комков глины, вставляя в них большие пальцы рук, чтобы проделать углубление. Наши предки должны были научиться изготавливать различный инвентарь и предметы домашнего обихода из сырья находящегося в непосредственной близости. Им приходилось в первую очередь думать о практическом применении этих изделий, а не о том, как лучше украсить их.
Развитие гончарного дела
Индонезийская керамика имеет очень долгую историю. По-настоящему гончарное дело стало развиваться на территории современной Индонезии с изобретением земледелия, примерно с 2500 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. Доисторические индонезийцы начали оседать и жить сельским хозяйством, собирая, по крайней мере, один урожай в год. Гарантированный запас еды позволил этим древним людям получить достаточно свободного времени, чтобы развивать другие виды деятельности и навыки, например изготовление керамики.
Археологи находят на территории Индонезии остатки различных предметов из глины и терракотовую посуду. Районы, где была обнаружена доисторическая керамика это: яванские Баньюванги, Богор и Тангеранг; Калумпанг и Минанга (о. Сулавеси), окрестности озёр Бандунг и Посо (п-ов Минахаса, Сулавеси).
В эпоху позднего неолита гончарное ремесло процветало уже на всех Индонезийских островах. Производство керамики претерпело несколько этапов развития: начиная с небольших горшков примитивной формы с самым простым орнаментом, заканчивая крупными, богато украшенными ритуальными сосудами. В доисторические времена вся работа выполнялась вручную, без гончарного круга и каких либо сложных инструментов.
Самый ранний способ изготовления гончарных изделий – круговая намотка. Добытую глину месят, чтобы получить идеальную консистенцию. Затем её скручивают в некое подобие верёвки и постепенно укладывают кругами, пока такая катушка не обретёт форму сосуда. На финальном этапе стенки разглаживаются с помощью камня или ракушки.
В начале третьего тысячелетия до нашей эры гончарные модели имели форму прямоугольных контейнеров. В эпоху железа появляются круглые чаши и горшки. Затем возникает большое разнообразие керамики с уникальным этническим декором. Гончарные изделия эпохи металла используются для приготовления пищи, становятся атрибутами погребального ритуала, украшают культовые постройки. Большое влияние на формирование облика изделий и их ассортимент оказало распространение Индуизма, Буддизма и Ислама. Это сказывается на развитии индонезийского керамического искусства и в современную эпоху.
Влияние религий на керамическое искусство
В северо-западной части острова Ява, обнаружены фрагменты терракотовой посуды покрытой геометрическим орнаментом и погребальные предметы, принадлежащие культуре Буни процветавшей здесь с 400 г. до н.э. по 500 г. н.э. Фрагменты искусно выполненной керамики II века н.э. (таблички с высеченными словами молитвы, статуэтки Будды, шкатулки) были найдены на стоянке Батуджая в Караванге, Западная Ява.
Из глины также выполнена декоративная отделка и скульптуры в Индуистском храме Джива в Караванге (западная Ява). Барельефы Буддистского храма Боробудур (IX век) в центральной части Явы изображают женщин, набирающих воду из пруда в круглые горшки и кувшины, готовящих пищу в котле.
В Маджапахите (восточная Ява) обнаружено множество предметов из глины датированных XIII-XVI веками н.э., которые не использовались в качестве строительных материалов, а служили совершенно иным целям. А на рельефах Индуистских храмов Прамбанан (о. Ява, X в. н.э.) и Пенатаран (о. Бали, XIII в. н.э.) изображены вазы украшенные цветочным орнаментом. Это наследие является лучшей иллюстрацией высокого уровня керамической культуры страны.
Времена голландского колониализма
В конце XVI века с грузом пряностей из Индонезии в Европу начали возвращаться первые голландские корабли. Голландцы оказались здесь позже англичан, но их правление продолжилось вплоть до 1942 года (Голландская Ост-Индия).
В XX веке технологии обработки глины продолжили развиваться с открытием Керамической фабрики Het Keramische в 1922 году в Бандунге (о. Ява). Она стала важным центром производства строительных материалов, таких как кирпич, плитка, водоотводные каналы и т.п. Помимо разработки местных глазурей для посуды, глазурь также импортировалась из Нидерландов.
Кроме того, в округе Пурвакарта (о. Ява) был построен керамический завод для производства посуды и строительных материалов. Это предприятие оказало большое влияние на местных гончаров перенявших европейский опыт изготовления гладкой глазурованной посуды.
Несмотря на импорт технологий, индонезийская керамика не развивалась быстрыми темпами. Новые керамические центры повлияли только на сельскую гончарную жизнь. Преуспевающие горожане тогда толком и не познакомились с этой продукцией и предпочитали использовать импортные товары из Китая или Европы.
С приходом японских войск в 1942 году керамическая фабрика в Бандунге была переименована в «Токи Синкендзё». Она начинает производить огнеупорный кирпич, бутыли для саке и другие предметы посуды. Товар выпускался для нужд японских войск в Индонезии.
После обретения независимости (1949 г.)
Правительство Индонезийской Республики переименовало «Токи Синкендзё» в — Центр исследований керамики, началось оснащение производства более современным оборудованием и инструментами. В функции центра стал входить выпуск керамики, стекла, электрических изоляторов и проведение исследований в отношении керамического сырья, разработка новых глиняных месторождений.
С началом добычи материалов, таких как каолин, полевой шпат и кварц в 1960-е годы появляются керамические фабрики в разных городах страны. Они выпускают разнообразную продукцию: фаянсовую посуду, качественный фарфор, предметы домашнего обихода, декоративные изделия; кирпич, черепицу и другие строительные материалы.
В наше время
Керамическая отрасль становится важным сектором индонезийской экономики, её доля продолжает расти. Появилось много малых и средних предприятий занимающихся керамикой, в таких районах как: Бандунг, Плеред-Пурвакарта, Клампок, Баят-Клатен, Маланг, Джокьякарта, а также в других областях за пределами Явы. Университеты страны уже выпустили несколько поколений художников-керамистов, которые помогли перевернуть сегодняшний мир индонезийской керамики.
Однако на фоне роста промышленности индонезийское керамическое искусство не достигло значительного уровня, хотя прогресс в этой области вроде бы гарантирован рыночным спросом. Это связано с тем, что инфраструктура в виде сырья и инструментов обходится довольно дорого. К тому же их не так просто найти. Материал для «продвинутой» керамики должен быть более чистый и качественный.
Индонезийские художники могут предложить мировому рынку четыре основных вида изделий: цветочные вазы, горшки для растений (кула́ка), посуду для застолий и различные декоративные предметы. Гончары изготавливают качественную керамику, её можно ставить на стол, полку и т.д., она непременно улучшит интерьер комнаты. Индонезийские глиняные сувениры отличаются большим разнообразием привлекательных форм и цветов, они могут изображать животных, растения, или абстракции.
Ⓒ Великая керамика 06.11.2021
gc