Расположенный в префектуре Айти, примерно в 20 км к востоку от Нагои, город Сето находится почти в центре Японии. В японском языке термин «Сэтомоно», буквально — «предметы сэто», стал обозначать глазурованную керамику в целом. Это также отражает репрезентативную роль посуды сэто в японской керамической традиции. Посуда сэто (яп.瀬戸焼, Сэто-яки) — это керамика, изготовленная в Сето, родине одной из шести древних обжиговых печей Японии. Первые глазурованные глиняные изделия были созданы здесь в начале периода Камакура (1185-1333).
Появление
Родоначальником стиля принято считать Сиродзаэмона Като (Тосиро), который в 1242 году построил в этом районе печь. В 1220-е годы он учился гончарному делу в Южном Китае. Оказавшись в Сето, Тосиро был потрясён обилием необходимых ему материалов — качественной глины и кварцевого песка, большими запасами топлива (красной сосны) и мягким климатом, оптимальным для создания керамики. Во второй половине XIII века в Сето обосновалось ещё несколько десятков мастеров, и этот регион стал одним из лучших центров производства керамики в Японии.
Керамику, которую создавали здесь в этот период, теперь принято называть Ко-Сэто (古瀬戸) — Старый Сэто. Надо сказать, что в ту эпоху это была единственная область в стране, известная производством глазурованной керамики, создаваемой в «домашних условиях». Напомним, что во всех остальных центрах (великих печах – Танба, Бидзэн, Этидзэн, Токонамэ и Сигараки) пока только обжигали посуду, покрытую естественной глазурью — Хаи, как называют её японцы. В общем это ещё была старая добрая якисимэ-керамика (неглазурованная). Примерно до конца периода Камакура (начало XIV века) в Сето производили довольно небольшой перечень предметов посуды: горшки для приготовления пищи сидзико «четыре уха», бутыли, миски и ступки.
Сето может похвастаться двумя близкими по свойствам сортами высококачественной глины — кибуши и гайроме, известными своей пластичностью и огнеупорностью. Они почти не содержат железа. После обжига, изделия, созданные из них, становились прочными и приобретали светлый оттенок, что идеально подходило для нанесения глазури и различной декоративной обработки.
В последующие века производство продолжалось без перерыва, немного менялась только внешность и ассортимент сосудов, согласно возникающим требованиям рынка и эстетическим запросам населения. Это ремесло продолжает процветать здесь и сегодня. Можно сказать, что такой крупный и многоплановый центр производства керамики в мире существует только в Сето.
Новые глазури
Керамика сэто (мы сейчас говорим о Ко-Сэто), датируемая периодом Камакура (1185-1333) и периодом Муромати (1333-1568(73)) опиралась на китайскую технологию и эстетику. Изделия в основном были покрыты глазурью различных оттенков коричневого, а к середине XVI века местные гончары освоили тэнмоку (яп. 天目, глаз небес) – глазурь китайского происхождения, придающую изделиям синий или металлический блеск.
Со временем, появилось множество других глазурей. В период Момояма (1568-1603), с развитием на островах института чайной церемонии, пёстрая и многоликая посуда сэто начала выкристаллизовываться в потрясающие «стили». Культурная революция породила новые ответвления (теперь классифицируемые как подстили сэто). В конце XVI – начале XVII веков в каждом домене (владении) под опекой местного феодала работала обжиговая печь.
Соревнующиеся между собой даймё, представляющие собственный уникальный стиль, всячески стимулировали гончаров, что вдохновляло последних придумывать невиданные доселе формы (в соответствии с правилами дзэн – красота в несовершенстве) и изобретать новые смеси для глазурования. Помимо самой глазури, большую роль играли методы её нанесения, различные декоративные приёмы — рисунки, отметины. Всё это определяло канон. Так появились стили Ки-Сэто (яп. 古瀬戸焼, ки-сэто-яки) и Сэтогуро (яп.瀬 戸 黒, чёрный сэто). Широкая палитра используемых глазурей является отличительной чертой сэто-керамики.
Во второй половине XVI века производство чайной керамики стало хорошо развиваться в соседнем регионе Мино. Здесь тоже начали делать интересную посуду. Вообще, мино-керамика — отдельное явление в гончарной истории Японии, это понятие включает несколько стилей (все образовались в конце XVI века): обновлённый Сэто, обособившийся от него чёрный Сэто (Сэтогуро), новый яркий и аппетитный Сино и новаторский Орибэ (зелёный и чёрный). Сегодня сэто-керамика, производимая в Мино а не в Сето, признана соответствующей канону, и не уступает последней в статусе и качестве.
Другая глина
В начале девятнадцатого века гончары Сето занялись производством фарфора. Вводились новые методы формовки, например – отливка с использованием гипсовых форм. Большинство изделий покрывалось кобальтово-синим декором в живописной манере, из-за чего это можно было ошибочно принять за роспись тушью. Успешный опыт одновременного производства двух видов керамики в Сето — из гайроме-кибуши и каолина — отличает его от других крупных гончарных центров мира.
В период Мэйдзи (1868-1912) «бренд Сэто» начал осваивать зарубежные рынки, керамика из центральной Японии часто экспонировалась на международных выставках в Европе и Северной Америке. Произведённые в Сето изящные изделия из сине-белого фарфора, покрытые орнаментом в виде птиц и цветов, привлеки внимание западной публики, что оказало значительное влияние на европейский дизайн — эстетику стилей Ар-нуво и Ар-деко.
Благодаря наличию превосходного сырья и передовым технологиям, область Сето на протяжении всей своей истории лидировала среди других производственных центров. В частности, появление фарфора в стиле сэто-сомецуке (бело-голубая подглазурная роспись) стало поистине эпохальным событием, он до сих пор влияет на всё мировое искусство.
В начале XX-го века модернизация промышленности шла быстрыми темпами. Ранее сосуды для еды и напитков и декоративные предметы были основной продукцией Сето, в двадцатом же веке производство расширилось, включив принадлежности для самых разных сфер жизни — архитектуры, транспорта, медицины и многих других. Говорят, что керамики, которую нельзя сделать в Сето, не существует.
В период Тайсё (1912–1926), во время Первой мировой войны, ввоз фарфоровых статуэток из Германии во многих странах был остановлен. Американцы начали заказывать их в Японии, это благотворно сказалось на развитии гончарного центра Сэто. Мало того, статуэтки из фарфора стали ведущим продуктом Сэто, особенно после Второй мировой войны. Эти фигурки, получившие название «Новинки Сэто», завоевали любовь людей из Европы, Америки и многих стран Азии.
С историей и традициями, охватившими почти тысячелетие, сегодня Сето является домом сотен печей. Здесь работают мастера, представляющие старейшие гончарные династии страны, они продолжают делать ту же посуду, что и их предки несколько столетий назад. Тут также живёт и много молодых керамистов, продвигающих актуальное искусство. Во все времена это место притягивало художников, стремящихся совершать открытия. Традиции и современность слились воедино в Сето — керамической столице Японии.
© Великая керамика 12.02.2022
gc