Стиль Карацу (яп. 唐津焼 карацу-яки) родом из районов Сага и Нагасаки, остров Кюсю. Это Керамика высокотемпературного обжига известная своей глазурью содержащей оксиды железа. Стиль возник приблизительно в XV-XVI веках в Корее, первое упоминание в японских хрониках относится к 1603 году. Единственная династия мастеров, создающая подобную керамику с тех времён — это знаменитая Накадзато. Они ведут непрерывную линию с конца шестнадцатого столетия, и вот уже четырнадцатый мастер Тароэмон Накадзато XIV использует печь своих предков в городе Карацу, префектура Сага.
Считается, что первые изделия Карацу были созданы во владениях клана Хата (Кишидаке, преф. Сага) в конце XVI века. Затем эта керамика стала производиться в большом количестве, благодаря притоку гончаров из Тёсена (Корея), оказавшихся в Японии после корейской экспедиции Тоётоми Хидэёси (1537-1598) 1590-х годов. Эти гончары основали свои собственные мастерские в разных районах Японии.
Внедрение техник тёсен, печей ноборигама (каскадных), гончарного круга и новых глазурей, увеличило разнообразие стилей и типов изделий Карацу. Когда эта посуда распространилась по всей стране, она была объявлена «японской керамикой». Стиль стал настолько моден, что в Западной Японии такие чаши, вазы и кувшины называли «карацу-моно» (唐津もの «красивый Карацу», «потрясающий Карацу»).
В Японии есть старинная поговорка, — «лучшие чаши прибывают только из Идо (Корея), Хаги (Ямагути, западная Япония) и Карацу». Многие ценители считали изделия в стиле Карацу наиболее подобающими для чайной церемонии, это привело к тому, что в начале эпохи Эдо (1603—1868) мастерские в домене Карацу стали производить только такую посуду и больше ни какой другой.
Однако позже, с ростом популярности фарфора, стиль Карацу претерпел упадок. Его возрождение в современную эпоху произошло благодаря Муану Накадзато (Тароэмон XII 1895–1985). В 1976 году он был назван «Живым национальным сокровищем» за свою работу в технике карацу.
Существует восемь основных подстилей карацу:
оку-кораи (простое карацу без украшений)
мадара (пятна от соломенной золы)
э-карацу (нижний слой — глазурь с содержанием железа или меди; верхний — полупрозрачная глазурь)
хори (резной)
тёсен (глазурь цвета соломы называемая варабайю)
ао-карацу (зеленый)
ки-карацу (жёлтый)
куро-карацу (чёрный)
При создании изделий карацу применяется техника намотки, известная как татакидзукури, когда используя гончарный круг мастер укладывает полоски глины одну за другой. Затем внешние стенки обрабатываются скребком, да так, чтоб в некоторых местах поверхность оказалась «вскрыта», обнажилась естественная структура материала. Последняя особенность, вероятно, появилась ещё в Корее. Сегодня в городах Карацу, Такео и Хигаси-Мацура существует более 50 печей, где обжигают эту посуду.
© Великая керамика 02.12.2020
Источники: http://www.jtco.or.jp/en/japanese-crafts/nakazato-taroemon/, https://www.metmuseum.org/art/collection/search/muan- nakazato/, https://kurodatouen.com/gallerydata/ taroemon-nakazato-xii/, https://www.eynetjapan.jp/karatsu-ware-original-japan/