Традиционный японский стиль Ки-Сэто (яп. 古 瀬 戸焼, ки-сэто-яки) появился в районе Мино (центральный Хонсю) в конце периода Муромати (1336-1573). Эта высокотемпературная, покрытая естественной глазурью керамика из белой глины обжигалась в печах Кудзири, Готомаки, Дзориндзи и Акасаба, где также в то время производились яркие глазурованные чаши тэммоку.
С развитием на островах культа чайной церемонии в конце XVI – начале XVII веков керамика ки-сэто обрела популярность, почти полностью перейдя в категорию ритуальной посуды. Постепенно формировались черты стиля. Уже в самом начале периода Эдо (1603–1868) «жёлтый сэто» разделился на два основных типа: глянцевый зеленовато-жёлтый (гуиноми-дэ или кику-дзара-дэ), обожженный при высокой температуре и матовый жёлтый (айаме-дэ или абура-аге-дэ), обжигаемый при более низкой.
Стиль Ки-Сэто принадлежит к семейству керамических стилей Мино. Эти изделия производятся в районах Сето (префектура Айти) и Мино (префектура Гифу). Существует четыре стиля Мино-керамики, все они связаны с чайной церемонией: Сино 志 野 (много подстилей), Орибэ 織 部 (зелёный и чёрный), Сэто 瀬戸 (несколько подстилей), Сэтогуро 瀬 戸 黒 (Чёрный Сэто).
В свою очередь ки-сэто подразумевает несколько техник исполнения. Основные декоративные приёмы не редко используются одновременно: абура-аге-дэ (цвет обжаренного во фритюре тофу) – густая матовая жёлтая глазурь, текстура шероховатая; айаме-дэ — вырезанный рисунок изображающий цветы сливы или листья репы, редиса; гуиноми-дэ — шестиугольная форма (чаши для саке), выпускалась мастерской Камасита (самая известная ки-сэто печь периода Момояма (1568-1603); кику-дзара-дэ — изделия, первоначально обжигаемые в печи Охира в Гифу (середина периода Эдо), обычно с процарапанным ободком, разделяющим сосуд на две половины и яркими пятнами танбан медно-зелёной глазури содержащей оксид меди.
Сегодня традиционный японский стиль Ки-Сэто успешно живёт и развивается. Современные гончары, создающие художественную керамику (работающие «в стилях»), не редко, в угоду авторскому замыслу изменяют до неузнаваемости облик изделий. Но много и тех, кто по-прежнему придерживается традиций, чтит канон.
Стоит отметить, что церемониальная посуда ки-сэто в отличие от изделий других чайных стилей мино, в целом сохранила свой «изначальный» внешний вид, по этой причине она высоко ценится мастерами тя-но-ю. Из наших современников, внесших наибольший вклад в поддержку архаичных норм нужно упомянуть таких мастеров как: Сюкаи Кагами (1941-2009), Горо Судзуки (1941-), Такэмицу Ивацуки (1972-), Ю Нишиока (1977-), Макото Ямагучи (1978-).
Ⓒ Великая керамика 30.10.2021
gc
Прекрасно!