Стиль касама (яп. 笠間焼, касама-яки) – объединяет довольно большой спектр изделий, отличных не только по форме и манере отделки, но и по виду и составу наносимой глазури. Эта посуда имеет непосредственное отношение к чайной церемонии и производится в районе города Касама, префектура Ибараки, с конца XVIII века. Помимо участия в 茶会 тя-кай (встрече за чаем), эти изделия используются в качестве подношений в храме Инари, синтоистского божества риса и изобилия, в г. Касама находится одно из трёх его главных святилищ.
Изделия касама весьма практичны, они создаются из мелкозернистой глины называемой гайроме нендо. Прочность и способность долго сохранять цвет позволяют использовать их в качестве повседневной посуды.
Местная глина имеет высокое содержание железа и становится коричневой после обжига, поэтому такую керамику глазуруют. Большое разнообразие методов производства и техник декорирования, делают здешних ремесленников более свободными в отличие от гончаров работающих в других традиционных японских стилях. Они могут развиваться в своём искусстве не скованные традициями и формальностями.
Сегодня посуда Касама — это не только чайные чаши, но и различные домашние украшения, изящные вазы, кувшины и произведения искусства достойные любой галереи. Гончары поддерживают высокий уровень качества, которым славится этот регион со времён Эдо (1603-1868).
Производство посуды Касама началось в период правления императора Го-Момодзоно продолжавшийся с 1772 по 1781 год, когда мастер из Сигараки по имени Тоэмон обучил гончарному делу Ханэмона Куно, главу деревни Хакода (ныне город Касама). Затем эти изделия оказались под защитой домена Касама.
Многие гончары из Сигараки того периода путешествовали по стране, чтобы поделиться своими навыками или просто найти работу. По какой-то причине Тоэмон вскоре уехал в Мито. После этого его приёмный сын Сехи передал эстафету гончару Китисабуро, который отправился в Хакоду и разжёг печь построенную Тоэмоном. Это стало началом того, что мы теперь называем Касама-яки.
Касама вскоре превратился в один из самых крупных кластеров специализирующихся на производстве керамики в районе Канто. Многие традиционные приёмы работы передавались мастерами из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Сегодня гончары производят самые разные предметы — от недорогих сосудов первой необходимости, до произведений искусства выставляемых на аукционах. Пока гончары продолжают работать и осваивают современные технологии, всегда будут совершаться открытия, вырабатываться новые навыки, которые можно передать будущим поколениям.
В настоящее время в регионе работает более трёхсот гончаров, они используют различные глины и глазури для производства посуды, эти изделия, в большинстве своём, имеют мало общего с двухсотлетними традициями Касамы. Теперь касама как гончарный стиль уже не привязан к местной глине, мастера получают сырьё из других районов, что открывает для них безграничные возможности.
Стоит упомянуть, что Касама – как один из наиболее известных стилей восточной Японии, в XX веке стал ассоциироваться с Мингеи (яп. 民衆的な工芸 народное творчество), движением, основанным в 1920-е годы Янаги Соэцу. Эта деревенская посуда получила второе рождение не без помощи Сёдзи Хамады, одного из лучших гончаров XX века активно занимавшегося спасением народного искусства. После Второй мировой войны воспрявшие гончары съехались в Касаму со всей страны. В Ибараки была основана Школа керамики, предпринимались все усилия для обучения нового поколения мастеров. Это привело к появлению большого разнообразия гончарных изделий Касамы. Глядя на здешнюю керамику сегодня, мы поймём, что времена сильно изменились, и в наши дни нет ничего, что действительно можно было бы назвать чистым касама-яки.
© Великая керамика 05.01.2021
Источники: https://kogeijapan.com/locale/kasama-yaki/, https://sakeware.net/kasama-yaki/artists/, https://www.artisticnippon.com/product/focus/kawaguchi_soichi/, https://www.asemi.co/shop/kasama-yaki/