Традиционный японский стиль Обори-сома

0
134
Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Кацуо Мацунага, XXI век | photo from www.item.rakuten.co.jp

Обори-сома (яп.大堀相馬焼 Обори-сома-яки) — это посуда из белой глины производимая в окрестностях города Намиэ, префектура Фукусима. Она покрывается специальной голубой глазурью сделанной из местного сырья.

Отличительной особенностью обори-сома является узор в виде трещин покрывающий весь сосуд, это напоминает знакомую нам технику кракле. Разница в скорости усадки глины и глазури сейхакудзи дающей тонкие цветовые градации ледяного и голубовато-белого цвета, приводит к появлению трещин при обжиге. В процессе нагрева изделий можно услышать красивый треск.

Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Тадаёси Сига | photo from www.ippinkogei.com

Затем на глиняной посуде рисуют священных лошадей, почитаемых здесь со времён правления клана Сома (начало XVII века). Лошади, называемые «левыми лошадьми» или «бегущими лошадьми» всегда обращены головой влево (бегут справа налево). Предметы с таким украшением очень популярны среди местных жителей, их принято дарить на новоселье, использовать в качестве талисмана «на удачу», этот обычай появился в Фукусиме 300 лет назад.

Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Кацуо Мацунага, XXI век | photo from www.item.rakuten.co.jp

Чайные чаши Обори-сома имеют двойные стенки, это словно сосуд в сосуде: внутренняя ёмкость надолго сохраняет жидкость горячей, а внешняя оболочка не дает вам обжечь руки. Эта техника не закреплена как канон больше ни в одном другом из японских керамических стилей. Часто во внешней стенке таких чаш делаются сквозные фигурные отверстия.

Обори-сома
Рисунок «бегущей налево» лошади, характерная черта керамики Обори-сома | photo from www.item.rakuten.co.jp

 

История

Считается, что посуда Обори-сома появилась в начале периода Эдо (1603-1868), когда Кюкан Хангай, самурай из владений Накамура (современная префектура Фукусима), обнаружил белую глину в районе Намиэ и попросил своего гончара сделать из неё посуду подобающую чайной церемонии. Чаши Обори-сома стали популярны не только среди воинов и начали использоваться в качестве повседневной посуды.

Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Йосиминэ Сига, XXI век | photo from www.ippinkogei.com

В то время в области Накамура поощрялось производство керамики, изделия местной печи поддерживали престиж региона. Во второй половине периода Эдо здесь существовало уже более сотни гончарных мастерских, большинство из которых процветали. Рынок простирался от Хоккайдо до центральной части Хонсю.

Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Кацуо Мацунага | photo from www.item.rakuten.co.jp

С наступлением периода Мэйдзи (1868-1912), когда проходило упразднение феодальных владений и вводились префектуры, домен Накамура перестал существовать, это означало, что его покровительство гончарам Обори-сома закончилось. К началу периода Тайсё (1912-1926) количество мастерских сократилось до тридцати. Вторая мировая война привела к спаду производства, но сегодня двадцать пять гончарных предприятий с энтузиазмом производят посуду Обори-сома используя традиционные методы.

Обори-сома
Керамика Обори-сома, мастер Кацуо Мацунага, XXI век | photo from www.item.rakuten.co.jp

ⓒ Великая керамика 11.04.2021

Источники: https://orientalsouls.com/blog/traditional-crafts/the-secret-of-soma-pottery-the-hearts-and-the-left-sided-horse/, https://item.rakuten.co.jp/obori-soma-yaki/kazuo-matsunaga/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь