Традиционный японский стиль ига, из области Ига (сейчас часть префектуры Миэ, о. Хонсю), возник ещё в период Нара (710-794). Из-за высокой огнестойкости местная глина хорошо подходит для изготовления горшков и посуды выдерживающей жар очага. Сосуды обладают гладкой и прочной красно-коричневой «кожей». Ига – керамика высокотемпературного обжига, для её создания используются дровяные печи. Своё великолепное, стеклообразное покрытие посуда получает благодаря продуктам горения, это называется – естественная глазурь.
Керамика Ига очень похожа на посуду Сигараки из соседней префектуры Сига, но есть отличия. Посуда Ига, как правило, твёрже и тяжелее чем Сигараки и имеет ручки. Как говорят — «у Ига есть уши, а у Сигараки нет». Появление этих «ушей» когда-то было поддержано местным феодалом Цуцуи Садацугу (1562–1615) жившим в период Адзути-Момояма (1568-1603). Посуду, чей облик сформировался до этого периода, теперь принято называть «Старая Ига» (яп. 古伊賀, ко-ига).
В то время гончары в основном делали миски, горшки и ступки. Пополнение ассортимента изделий произошло в начале периода Эдо (1603-1868), когда философия ваби-саби (яп. 侘寂) завладела умами воинов и начала процветать чайная церемония. Родиной этого нового стиля считаются деревни Макияма и Марубашира в районе Ига, где местные феодалы способствовали продвижению чайной эстетики.
Здесь было произведено множество уникальных предметов посуды Ига, в первую очередь чайные чаши (яп. 茶碗 тяван) и кувшины для воды (яп. 水指 мидзусаси). Тоннельные печи анагама (窖窯) отошли на задний план, их заменили каскадные ноборигама (登り窯), завезённые корейцами. Сосуды приобрели новые элементы декора, в том числе волнообразный узор, создаваемый с помощью шпателя, подпалины (коге). Нередко вазы и кувшины намеренно деформировались для придания им большей художественной выразительности, стали появляться разрывы и трещины.
В дополнение к «естественной» вводилась и другая глазурь, в частности – биидоро, дающая характерный зеленоватый оттенок, иногда она скапливается небольшими круглыми пятнышками, получившими название — «глаза стрекозы». Применение этих техник определило канон стиля Ига (яп. 伊賀焼, ига-яки), бережно хранимый до сих пор. Но связь со Старой Игой у ига-яки прямая, т.к. для появления последнего, был необходим опыт поколений гончаров этого региона и тот же материал – глина озера Бива. Единственное, что отделяет эти два явления в японской керамике друг от друга, кроме восьми сотен лет, это назначение самой посуды, «новая Ига» призвана служить чайной церемонии (яп. 茶の湯, тя-но-ю).
Посуда Ига обжигается недалеко от её более известного соседа — Сигараки. У этих двух средневековых печей много общего, в том числе структура глиняного тела и естественная древесная глазурь. Однако в наше время стиль сигараки представляет несколько десятков мастеров и всемирно известный музей, с ига же, работает всего несколько гончаров и нет ничего «знаменитого», кроме единственного, что имеет значение — великолепной керамики!
© Великая керамика 16.01.2021
Источники: https://encyclocraftsapr.com/iga-yaki/, https://npg.si.edu/objects/iga-ware/, https://www.2000cranes.com/japan-crafts/iga-yaki/