На северо-востоке Тайланда достаточно продолжительный период, с 4400 до 200 гг. до н.э. существовала одна из самых интересных культур Юго-Восточной Азии, получившая название Бан-Чанг. Она была открыта лишь в 1966 году молодым американским антропологом Стивеном Янгом, благодаря случаю наткнувшемуся на бесценные артефакты. Проведённые десятилетием позже раскопки в Нонг-Хане, провинция Удонтхани, Таиланд подтвердили существование в материковой части Тайланда за четыре тысячи лет до н.э. народа, который вёл оседлый образ жизни, возделывая рисовые поля и выращивая скот. Он перешёл от каменных орудий к бронзе, а затем и к железу, сформировав на своей территории один из важнейших центров металлургии своего времени. Обнаруженные здесь предметы из металла поражают своей утончённостью и разнообразием. Керамика культуры Бан-Чанг – это великолепные изделия из красной глины самого разного назначения: всевозможные горшки, миски, кувшины украшенные росписью, фигурки людей и животных, печати и таблички. Бан-Чанг ныне признан как важнейший в эпоху меди центр по производству керамики в мире.
Бан-Чанг не использовали гончарный круг при изготовлении сосудов, применяя специальные инструменты, чтобы придать их поверхности гладкость. Производство керамики украшенной орнаментом стало массовым. Набор выпускаемых изделий включал около 30 (как минимум) наименований различных сосудов, предназначенных как для бытовых целей, так и потребностей культа. Ассортимент предметов объясняется многообразием возложенных на них функций: более грубая керамика для кухонных нужд, горшки с крышками и кубки на подставках для хранения и приёма пищи, орнаментированные изящные кувшины для выполнения обрядов.
Особого внимания достойна посуда Бан-Чанг украшенная монохромной росписью, этот приём, декор в один цвет, можно часто встретить среди культур эпохи неолита. Детали орнаментов, символы изображённые на них, повторяются от сосуда к сосуду передавая важную информацию связанную с самоидентификацией носителей культуры. Наблюдается схожее отделение с помощью орнамента (содержащего одинаковое количество полос) центральной части кувшина от нижней и верхней. Мотив — «спираль», встречается довольно часто в культурах Азии, он может быть метафорой змеи несущей охранительные функции и соотносится с мифом о происхождении. Петлеобразный узор тоже не редко присутствует на керамике Бан-Чанг и связан, по-видимому, с представлением роли сосуда как вместилища аналогичного телу человека.
© Великая керамика 28.09.2021
Источники: http://www.invaluable.com/auction-lot/largeancient-ban-chiang-pottery-jar-458-c-5ec41a4a36, http://www.thaisabai.org/trans/ru/2010/01/on-the-road-to-ban-chiang/, http://collections.si.edu/search/results.htm?q=ceramics, http://www.mutmee.com/040060_ban_chiang.htm, http://www.t-globe.com/prehistory-ofthailand