Фарфоровый кувшин из Цзиньчжэня украшенный пигментом кобальтово-голубого цвета и покрытый прозрачной глазурью, относится к образцам китайской керамики производимой с начала четырнадцатого века. Появление фарфора такого качества является, пожалуй, самым важным событием в мировой истории керамики. Создание этого великолепного сосуда, предназначенного для нужд дворца, приурочено к восшествию на престол пятого императора династии Мин — Чжу Чжаньцзи (1399-1435) прозванного «Сюаньдэ» (кит. «Провозглашение добродетели»), об этом свидетельствует памятная надпись на стенке. Чжу Чжаньцзи сам был художником, он с детства обучался живописи и имел настоящий талант. Многие его картины посвящены животным, в частности борзым собакам и гиббонам жившим во дворце. Император покровительствовал мастерам-ремесленникам, в годы его правления (1425-1435) качество изысканного фарфора взошло на новую высоту.
На этом кувшине, хранящемся в Метрополитен музее (Нью-Йорк), изображен мощный дракон летящий сквозь редкие облака. Устрашающие лица на шее сосуда это, скорее всего – Киртимукхи, «Лица славы и великолепия», маски чудовищ, известные в искусстве Индии, Гималаев и Юго-Восточной Азии как охранители дома, отпугивающие грешников. Их изображения можно встретить на дверях и стенах храмов, над входом в жилище. В китайской традиции они известны как – Тао-тэ (жадное чудовище).
© Великая керамика 10.10.2021
gc