Керамические изделия общин Паракас, Наска и Моче в Перу отличаются разнообразием художественных форм и служат важными культурными артефактами. Точно так же, как народ Тиуанако в Боливии и их современники Уари в Перу, они делали керамику, которая была одновременно и эстетичной, и полезной в обыденной жизни.
Культура Паракас процветала в Андах между 800 и 100 годами до н. э., жители обладали обширными знаниями в области управления водными ресурсами. Эта цивилизация зародилась на полуострове Паракас в районе реки Ика в Перу.
Культура Наска существовала с 100 по 800 год н. э. на сухом южном побережье Перу в долинах рек Рио-Гранде-де-Наска и Ика. Находясь под сильным влиянием предшествующей культуры Паракас, Наска владели множеством полезных ремёсел, делали глиняную посуду, шили одежду и вырезали деревянные фигурки.
Керамика Паракас
Многие керамические изделия, относящиеся к культуре Паракас, были найдены в захоронениях в горной части региона Серро-Колорадо. Эти подземные кладбища представляли из себя выдолбленные в породе глубокие камеры, каждая из таких камер, имеющая форму бутылки, могла содержать несколько десятков мумий. Керамика, лежащая вместе с другим погребальным инвентарём, была покрыта бороздами, выполненными острым инструментом и окрашена в несколько цветов.
Керамика Наска
Культура Наска характеризуется своей красивой полихромной керамикой, нередко окрашенной в пятнадцать различных цветов. Переход от росписи смолой после обжига, к предварительной росписи, ознаменовал конец истории керамики Паракас и начало керамики в стиле Наска. Археологи нашли ценную полихромную керамику в захоронениях всех категорий общества Наска, доказав, что доступ к ней имела не только элита.
Роспись керамики Наска прошла девять этапов развития, от реалистичных образов (как фрукты, растения, люди и животные) к мотивам, включающим абстрактные элементы (геометрический орнамент и изображения людей-божеств). Наска, как и все другие доколумбовы общества Южной Америки (включая Инков), в отличие от Майя не имели письменности. Иконография и символы на их керамике служили средством коммуникации.
Керамика Моче
С 100 по 800 года нашей эры цивилизация Моче процветала на севере Перу, её столица Уака-дель-Соль расположена недалеко от современного Трухильо. Традиционное перуанское керамическое искусство северного побережья характерно своей ограниченной цветовой палитрой, использовался в основном красный и белый пигмент, роспись тонкая, декор натуралистичный. Керамика моче, созданная между 150-800 годами нашей эры, олицетворяет этот стиль. Такие горшки найдены не только в крупных археологических памятниках северного побережья, как Уака-дель-Соль и Сипан, но и в небольших деревенских захоронениях.
В гончарном искусстве Моче задокументировали важные аспекты своей жизни: войну, секс, обработку металла и ткачество. Керамические изделия Моче были разных размеров и форм, а использование технологии формования позволило создать массовое производство. Роспись керамики Моче часто довольно проста и следует перуанской традиции (желтовато-кремовый и насыщенный красный цвет, используемые для элитных изделий, а также белый и чёрный). Глинобитные постройки Моче были ограблены мародерами и разрушены временем. Прошло уже около 1300 лет, но сохранившиеся росписи в Храме Солнца показывают, что окраска была очень яркой.
Культуры Тиуанако и Уари
Народ Тиуанако признан учёными, как один из наиболее важных предшественников Империи Инков. Это было значительное государственное образование, существовавшее в течение пяти сотен лет. Город и его жители не оставили после себя ни какой письменной истории, а современные местные жители, мало что знают о древнем городе и его деятельности. Около 400 года н. э. Тиуанако вторглись во владения племён Юнга, принесли свою культуру и образ жизни во многие другие районы Перу, Боливии и Чили. Однако, Тиуанако не занимались исключительно войной. Чтобы расширить своё влияние они создавали колонии, заключали торговые соглашения (делая другие культуры зависимыми) и насаждали свои культы. Многие народы стали религиозно подчинены империи Тиуанако.
Керамика Тиуанако
Керамика Тиуанако раскрашена в яркие цвета и покрыта ступенчатыми узорами. Важным атрибутом были специальные чаши для питья, которые разбивали после ритуальных церемоний и клали в погребения. Эти декоративные предметы обычно изображали пастухов, трофейные головы, приносимых в жертву животных. Ключом к распространению религии и влияния, от крупных центров к поселениям-спутникам, были небольшие легко переносимые предметы, которые имели ритуальное и религиозное значение. Они делались из глины, дерева, звериных костей, и изображали чучела пумы и ягуара. Были распространены курильницы для благовоний, резные табакерки и сосуды для галлюциногенов с человеческими портретами.
Уари
На протяжении всего периода существования империя Тиуанако делила свою власть над регионом с Уари. Эта соседняя культура то преуспевала, то теряла влияние примерно в то же время, и находилась в 800 километрах к северу от южной части перуанского нагорья. Какие отношения были между двумя империями неизвестно, они либо сотрудничали, либо противостояли друг другу. Но судя по общей системе божеств и во многом схожем искусстве, связь между ними всё-таки была. К самым значительным сходствам этих стилей можно отнести: ритуальные чаши-головы, резные фигурки животных, статуэтки с посохами (по всей видимости — жрецы). Возможно, это было заимствовано из ещё более ранней культуры Пукара жившей на северном берегу озера Титикака.
© Великая керамика 09.05.2020
Источники: http://boundless.com/art-history/textbooks/boundless-art-history-textbook/native-american-art-before-1300-ce-16/, https://curiosmos.com/huaca-del-sol-a-massive-ancient-temple-made-of-more-than-130-million-adobe-bricks/, http://oer2go.org/mods/en-boundless/, https://djjondent.blogspot.com/2018/02/tiwanaku-bolivia.html