Японский стиль керамики — Раку (楽焼 раку-яки) возник в конце XVI века. Его создателем был гончар из Киото по имени Тёдзиро Танака. Эти уникальные изделия изначально разрабатывались для чайной церемонии (茶の湯 тя-но-ю, «путь чая») и к ним имел доступ только небольшой круг избранных ценителей. Необходимые атрибуты церемонии, это прежде всего чайные чаши (茶碗 тяван), также использовались: курильницы, специальные ёмкости для благовоний, блюда для сладостей, кувшины для пресной воды и вазы для цветочных композиций. Систематическое производство такого узкого ассортимента изделий привело к потрясающей кристаллизации данного стиля. Это касается и приёмов формовки, и разработки глазурей, и техники обжига.
На сегодняшний день Раку является, пожалуй, самым популярным стилем японской керамики. Он высоко ценится мастерами чайной церемонии за простоту и неприхотливость. Эта очень востребованная в Японии церемониальная посуда идеально соответствует эстетике ваби-саби (侘寂 «скромная простота»).
Основатель
Тёдзиро Танака (1516–1592) родился в семье китайских иммигрантов. В старых документах упоминается его отец Амейя. Будучи родом из Китая он владел навыками обращения с глиной полученными в своей стране. Тёдзиро вместе с ним работал на черепичном производстве в Киото.
Несколько первых чаш (прототипов) Тёдзиро создал в 1579 году, выполняя заказ известного мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591). Эти предметы должны были отражать идеалы скромности и простоты лежавшие в основе канона разработанного Рикю. Новые эстетические принципы не допускали роскошных атрибутов, непрактичных и богато украшенных тонкостенных чаш, наподобие китайских — тэммоку. По соображениям Рикю стоило также избавиться от корейского импорта и неподобающих изделий созданных в домашних условиях (国 焼 куни-яки). Грубая и надёжная посуда, сделанная Тёдзиро, превзошла ожидания эстета Риккю, и чаши выпускаемые этой мастерской начали появляться в богатых домах Киото.
В 1584 году Тёдзиро было дано творческое имя «Раку» (楽 «простота», «естественность»), позже, оно превратилось в название самого стиля и стало родовой фамилией наследников мастера. Уже Дзёкей II (~1635), приёмный сын Тёдзиро, получил официальную печать с иероглифом 楽 от сёгуна Хидэтады Токугавы и начал ставить её на свои изделия.
Однако судьба Сэн-но Рикю сложилась довольно трагично. Обретя известность, он сблизился с Тоётоми Хидэёси (1537-1598), занимался устройством комнат для чайной церемонии в его дворце. Поначалу правитель с интересом отнёсся к философии и взглядам мастера. По мере того как Рикю становился всё более значимой фигурой при дворе, он начал допускать критику в адрес правителя, любившего устраивать пышные застолья в богато украшенных комнатах с использованием дорогой посуды. Мастер попал в немилость и в 1591 году по велению своего сюзерена совершил сеппуку.
Школа дома Сэн и чаши Тёдзиро
Сен-но Рикю был блестящим эстетом и непревзойдённым чайным мастером формировавшим вкусы своего времени. В 1582 году Рикю достиг пика карьеры став мастером чайной церемонии у самого Тоётоми Хидэёси, правителя страны. Их отношения даже можно было назвать дружескими. Спустя три года на собрании устроенном во дворце, где чествовали императора Огимати, мастер Рикю по поручению Хидэёси руководил церемонией.
Помимо оформления интерьера чайных комнат, Рикю разработал перечень приборов используемых в церемонии, включая вазы для цветов, черпаки и крышки из бамбука. Ещё он ввёл правило устраивать чаепития в специально предназначенных для этого небольших, скромно обустроенных чайных домиках.
Одно из самых важных изобретений чайного мастера, это конечно особые чаши. Рикю, как популяризатор философии ваби-саби, внедривший её в чайную церемонию, стремился использовать очень скромные приборы и непритязательную обстановку. Встретив однажды гончара Тёдзиро он, изложив ему свои взгляды, поручил изготовление простых и практичных чаш.
Отношения Тёдзиро и Рикю не стоит описывать современными терминами, вряд-ли это был союз дизайнера и подрядчика, скорее уникальная встреча критика и художника. Обнаружив грубую силу и исключительные скульптурные таланты гончара, чайный мастер получил ту посуду, о которой мечтал. Его философия словно материализовалась.
По-видимому, Рикю удалось нащупать нечто среднее между спартанскими запросами военных и крайностями философии самураев. Добавим к этому этикет монахов буддистов и получим ва-кэй-сэй-дзяку, принцип, основанный на гармонии, уважении, чистоте и умиротворении. Рикю завершил то, что начали его предшественники, преобразовав 茶会 тя-кай (встречу за чаем) в почти религиозную церемонию, полную скромности и покоя. Именно 侘 茶 ваби-тя, ритуал разработанный Рикю, стал классической формой японской чайной церемонии.
Сама церемония не содержит ничего необычного: это традиционное японское искусство, в котором всё взаимозависимо. Как это часто бывает на востоке, в одно целое сливаются: религия, философия, понятия этикета, интерьер и питание. Этот ритуал, очередное подтверждение тому, что жизнь и искусство неразделимы. Тем не менее подобные чаепития проводятся в отрыве от повседневной жизни, в отдельных чайных садах и чайных комнатах, с посудой, специально предназначенной для этой цели и в строгом соответствии с философией дзэн.
К ваби-тя (уединённый, тихий чай) приобщились не только войны, но и представители многих других слоёв японского общества. Это тонкое, чистое искусство гармонии и подлинной естественности. Используемые здесь предметы кажутся довольно грубыми, несовершенными, но они реализуются с величайшей тщательностью и мастерством. Впоследствии именно такой вид церемонии получил развитие. Придерживаясь принципов ваби-тя, потомки и ученики Рикю создали Сэнкэ-рю (千家流) — «чайную школу дома Сэн».
Китайские корни стиля
Технически, первые образцы керамики Раку схожи с китайской трёхцветной посудой времён династии Мин (1368-1644). В середине XVI века в Киото и его окрестностях местные гончары начали делать близкие по стилю керамические изделия. Недавние исследования показали, что в то время подобная керамика производилась в большом количестве в провинции Хэнань, в Китае. Тёдзиро был одним из мастеров применявших эти техники.
Посуда покрытая зелёной, жёлтой и коричневой глазурью, пришедшая из Китая, называлась – Котин. Чтобы объединить эти различные типы красочной глазурованной керамики в Японии, в период Момояма (1568-1603) она получила название — Коти (高知 коти-яки). Эти изделия обжигались в различных местах страны, в том числе и в печи Тёдзиро. Несмотря на то, что они создавались с использованием того же типа глазури и техники обжига, что и оригинальные китайские, эти японские «Коти» отличались бо́льшим разнообразием форм и тонов глазури. С эстетической точки зрения, это уже была — японская посуда. Стиль керамики Раку, хоть и произошёл от китайской посуды Котин, нёс ряд новых разработок: в частности, особый метод покрытия, характеризующийся использованием глазурей приготовленных из местного сырья. Чаши получались чёрные (黒楽 куро-раку) или красные (赤楽 ака-раку), при этом красный цвет сосудов был естественным оттенком тела из красной глины.
Конечно, в то время когда жили Рикю и Тёдзиро, это не называлось – посудой Раку. Первоначально это был — Има-яки, «современный стиль», так именовались все изделия производимые в настоящее время — чайные чашки, которые выглядели «авангардно» тоже. Впоследствии они превратились в Дзюраку-яки, «стиль Дзюраку», из-за того, что дом Тёдзиро (Раку) находился недалеко от недавно отстроенного дворца Дзюракудай (дворец Тоётоми Хидэёси, построен в 1587 г.). Не исключено, что мастер Сэн-но Рикю, не раз бывавший там, дал такое название стилю, так как был заинтересован в продвижении посуды Тёдзиро.
В конце концов, «Дзюраку-яки» сократилось до «Раку-яки» (стиль Раку). Затем «Раку» стало фамилией семьи производившей такую посуду. Это единственный пример в истории Японии, когда фамилия мастера начала отождествляться со стилем керамики. Теперь под понятием «Раку» понимается известная на весь мир технология изготовления посуды. Однако сначала так назывались только сосуды впервые разработанные Тёдзиро по заказу Рикю.
Керамику в стиле – Раку 楽焼 и традиционную японскую технологию Раку, не стоит путать с таким явлением, как — западная «техника Раку».
Техника
Посуда Раку создаётся вручную, глины используемые первыми мастерами были не достаточно пластичны и вытягивать их, работая на гончарном круге, было тяжело. Сосуд в результате получал ассиметричную форму, стенки имели неравномерную толщину, что соответствовало идее «естественности и простоты».
Гончар делает из глины плотную лепёшку (техника Тэдзукунэ), затем руки мастера постепенно придают ей необходимую форму, и когда глина достаточно хорошо высохнет, сосуд обрабатывают железным или бамбуковым скребком снаружи и изнутри, срезая излишки материала. Также в смесь добавляли мелкие частицы шамотного кирпича, что увеличивало количество микроскопических пузырьков воздуха в глине. Пористая керамика лучше выдерживает нагрузки сжатия и расширения вызванные резкими изменениями температуры.
Глазурь, которую применял Тёдзиро для чёрных Раку, имела в своем составе железо, медь и марганец, для красных Раку использовалась прозрачная глазурь. После обжига чаши становилась чёрными или красными. Такие цвета считаются классическими для этого стиля. На протяжении веков потомки мастера и многие другие гончары работающие в технике Раку придумали множество других вариантов окраски.
При традиционном японском методе, прошедшие предварительный обжиг изделия покрывают глазурью, затем ставят в разогретую печь на короткое время, потом быстро вынимают, обеспечивая максимально резкое охлаждение и помещают в специальные ёмкости, где они остывают. Можно охлаждать их и просто на открытом воздухе, а также погружать в воду. Эта технология позволила создать самые невероятные эффекты глазури.
Форма, вес и простота декора керамики Раку были продиктованы её назначением. Свойства глины и температура обжига около 800-1200 °C способствовали созданию очень легких, прочных и долго сохраняющих тепло чаш. В отличие от используемых ранее более дорогих китайских 唐 物 карамоно, они имели цилиндрическую форму, толстые стенки и широкое дно, что придавало им бо́льшую устойчивость. Обжиг керамики Раку мог проводиться и в небольших домовых печах, что сделало этот стиль очень популярным в Киото, важном центре чайной культуры.
Характеристики чайных чаш
Безупречная внешность чайных чаш Раку, созданных по стандартам школы Сэнке, основанной Сэн-но Рикю, очень ценится в современной чайной церемонии. В тяванах, задуманных когда-то Рикю, если присмотреться, всегда можно увидеть особые черты.
Создание керамики Раку — это игра, исход которой всегда непредсказуем. Внешний вид изделий определяется в основном эффектами глазури, и то, как будет выглядеть посуда почти не зависит от усилий мастера, как кажется, навыки гончара проявляются лишь в нюансах формы.
Глядя на приведённый здесь пример керамики Раку (тяван — куро-раку мастера Энраку, рис.1), вы заметите, что ободок, называемый «кутидзукури», не ровный. Пять крохотных выступов, называемых «гогаку» (это название используется только применительно к изделиям Раку), образуют плавную волну.
Это нужно не только для красоты, но и для того, чтобы надежно удерживать венчик и ложечку, когда они лежат на чаше в начале церемонии. При этом гладкость ободка очень важна, так как гость касается его губами.
Также гончар должен при изготовлении чаши задать правильный изгиб внутренних стенок и глубину двух основных секций. «Тясендзури» — внешний круг, показанный на рисунке 3 — место, где венчик «тясен» касается стенок чаши, когда мастер взбивает чай. Следует отметить, что представленный здесь тяван достаточно глубок, это позволяет легко перемешивать чай.
У классической чаши Раку есть круглое углубление на дне (рис. 3). Название этой области по-японски — «тядамари», здесь должны скапливаться остатки заварки после того как чай допит. Такая процедура обязательна для выполнения, ведь этого требуют правила чайной церемонии.
Ещё одна особенность чайных чаш Раку — это отметины, оставленные щипцами при извлечении посуды из печи. Керамика Раку приобретает свои характерные черты за счёт резкого перепада температуры. Вынимая чаши из печи нужно использовать щипцы, чтобы ухватить их. Следы воздействия инструмента всегда видны на внешних стенках чаш (рис. 4). Чёрные Раку имеют более чёткий отпечаток, нежели красные Раку, потому, что они извлекаются из печи при гораздо более высокой температуре, почти максимальной на которую способна печь (1200 °C).
Наличие этих следов свидетельствует о том, что такой тяван является подлинным куро-раку. Это ещё одно уникальное выражение идей мастера Сен-но Рикю, которое следует ценить.
Пятнадцать поколений семьи Раку
Давайте посмотрим на шедевры созданные за четыре с половиной столетия мастерами семьи Раку и постараемся понять, что делает это искусство такими чистым и искренним!
Этот тяван созданный Тёдзиро, мастером первого поколения семьи гончаров Раку, резко контрастирует с традициями изящной керамики. Кажется, что ему не хватает декора и элегантности. Но задача художника заключалась в создании чаш, которые удобно размещались бы в ладонях пьющих.
Тёдзиро Танака делал простые чаши без рисунка и какого-либо орнамента, они полностью покрыты глазурью, это или «красный Раку», или «чёрный Раку». Такие предметы должны были отражать идеалы ваби-саби «красота в простоте и сдержанности». В настоящее время чёрные чаши (до нескольких десятков штук одновременно) обжигаются в специальной камере печи, которая засыпается горящим углем; красные же чаши, ставятся только по три или четыре за раз и обжигаются в большой открытой печи.
Печь начинают разогревать в полночь, это продолжается 18 часов. Затем чаши подвергаются воздействию различных сред. Тут всё зависит от сил природы, которая играет важную роль в японской культуре.
Сонью Раку V (1664-1716) был главой в пятом поколении семьи Раку из Киото. Эта чаша с характерной матовой чёрной глазурью напоминает работы Тёдзиро. Собственные приёмы формовки и глазурования можно найти в творчестве каждого из мастеров.
Тонью (1714-1770) был главой семьи Раку в седьмом поколении. Фамилия Раку и навыки работы в стиле Раку передаются от отца к сыну. Своим красным цветом эта чаша напоминает первые работы Тёдзиро.
Чаши в стиле «красный Раку» не покрываются «красной глазурью», их оттенок зависит от фактического цвета самой глины. Также играет роль наличие в ней примесей железа.
Эта глиняная чайная чаша, прорезанная золотой листвой, является редким образцом керамики Раку периода Эдо. Считается, что она сделана Таннью Раку, главой семьи в 10-м поколении.
Сэйнью XIII (1887-1944) был гончаром в тринадцатом поколении, с ним семья Раку прошла через самые масштабные изменения в японском обществе. Он занимался исследованием техник глазурования больше, чем любой из его предков. В период с 1935 по 1944 год он публиковал данные о своих открытиях в журнале Sado Seseragi.
Керамика Раку стала очень значимой частью японской культуры и получила распространение во всём мире. Технологии производства, применяемые сегодня семьей Раку, в основном те же, что были известны и использовались Тёдзиро.
Семья Раку продолжает удивлять нас, создавая новые уникальные чаши. Представитель пятнадцатого поколения, директор Музея Раку в Киото Китидзаэмон Раку XV (1949-) стал обладателем множества наград, в том числе Золотой премии Японского керамического общества. Он является кавалером ордена искусств и литературы Франции. Мастер также спроектировал собственную галерею и чайный домик для Художественного музея Сагавы.
Этот поразительный тяван, созданный нынешним главой семьи Раку, носит имя «Йококу», он демонстрировался на выставке «Керамика Раку: космос в чайной чашке» прошедшей в Национальном музее современного искусства, Токио.
Чаша «Йококу» создана с помощью техники обжига разработанной мастером семьи Раку Итинью IV (1640-1696). Такие изобразительные эффекты появляются благодаря прямому воздействию пламени на сосуд внутри печи. Стенки этой чаши срезаны лопаткой, поэтому она имеет довольно оригинальную форму.
Считается, что традиционный способ изготовления керамики Раку облагораживает человека, поскольку процесс обжига требует больших усилий, а чаши при этом словно появляются из самой земли. В создании глиняной посуды участвуют все четыре стихии: земля смешивается с водой, затем изделия обжигаются огнём и охлаждаются на воздухе. Как сказал однажды Китидзаэмон Раку XV, — «заглядывая внутрь чаши – мы видим вселенную, удерживаемую в наших ладонях».
Ⓒ Великая керамика 16.11.2020
Источники: https://www.raku-yaki.or.jp/e/history/, https://terebess.hu/gabor/raku.html, https://japanobjects.com/features/rakuware, https://www.nippon.com/ja/views/b02318/, https://www.sazentea.com/en/blog/lexicon/welcome-to-the-world-of-raku-tea-bowls.html