Наблюдая за развитием гончарного ремесла мы можем проследить всю историю народов Африки. Горшки, подобные этим дают представление о культуре африканских общин: о жизни, которую они прожили; о путях, которыми они шли; о потребностях, которые у них были; и навыках, которыми они обладали. Осколки посуды найденные археологами на территории древних стоянок, говорят нам, что глиняные горшки изготавливались здесь еще за 7000 лет до нашей эры. Можно почувствовать огромное почтение глядя на великолепный сосуд выполнявший свою функцию на протяжении тысячелетий.
Это одновременно ремесло и искусство, африканские кувшины являются к нам через века как концептуальные идеи, поражая своей практической незаменимостью. Они не теряли своей прочности веками, и мы можем представить себе древних художников создающих эти формы голыми руками, придающих им черты грубыми инструментами. Горшки использовались для переноски воды, сохранения запасов еды и молока, приготовления и принятия пищи. Сосуды для бытового применения изготавливались легко и дёшево, особенно если глина была доступна.
Создание сосудов в ритуальных целях было и остаётся мощным аспектом духовной жизни народов Африки. Декоративные элементы, покрывающие их поверхность, осуществляют транспорт идей удовлетворяющих метафизические потребности общества. Они могут быть выполнены в виде вполне конкретных знаков или спонтанных вырезов — чёрточек, каракулей.
Такие сосуды часто хранились в обособленных, специально отведённых для этого местах, где за ними ухаживали и прикасались при совершении обрядов. Некоторые были намеренно разбиты во время ритуальных церемоний, в то время как другие сохранялись и передавались из поколения в поколение. В настоящее время, связанные с этим традиции были заброшены и практика изготовления ритуальных сосудов во многих общинах больше не существует.
Процесс изготовления горшков
Создание посуды начинается с добычи и подготовки глины, а затем смешивания её с водой до пластичного состояния. Другие компоненты, такие как перетёртый песок, галька или старая глиняная посуда, измельчённая сушеная трава и навоз, шелуха оставшаяся после обработки зерна добавлялись в глину для уменьшения усадки, возникающей во время процессов сушки и обжига. Концентрация этих добавок редко превышала 50%. Горшки обычно создавались путём наматывания или укладывания глины вокруг некого основания, а затем доводились и разглаживались до получения нужной формы. Иногда использовалась уже имеющаяся глиняная посуда, а также дерево или камень. Когда посуда обретала желаемую форму, её оставляли сохнуть под открытым небом перед тем, как в первый раз обжечь в течение, по меньшей мере, четырёх часов при низкой температуре. Это делалось на открытом огне, а в общинах надолго закрепившихся на одном месте в специальных ямах или печах, предназначенных для выполнения такой работы. В засушливых районах добыча древесины для этих задач представляла собой реальную проблему, и сушёный коровий навоз был незаменимой альтернативой.
Кирпичные стены низких округлых печей с отверстиями у основания, обеспечивающими нужную тягу, доверху обкладывались толстым слоем топлива, на который ставились горшки. Мелкие кусочки древесины или навоза помещались в пустоты между горшками. Затем печь растапливали, начиная снизу, а старая или негодная керамическая посуда помещалась сверху, чтобы сохранить внутри устойчивую температуру.
Украшение
Украшение посуды выполняется после того, как она полностью высохла. Гончар может изобразить фигуры людей или животных, геометрические или абстрактные формы. Часто, на поверхности мы видим резные мотивы: зигзаги сделанные острым инструментом или подобием гребня. Ручки и крышки могли быть отлиты в соответствии с формой горшка и представлять из себя элементы, совмещаемые с декором всего сосуда. Большая часть этих украшений делалась до обжига, что предполагало длительную эксплуатацию изделий.
Украшение после обжига (в основном окрашивание и обрызгивание с использованием натурального красителя, сделанного из охры или мела), как правило, служило менее продолжительное время. Горшки чистились жидкостью приготовленной из растений, например алоэ или коры дерева придающей блеск их поверхности.
Полировка является одним из основных способов придания сосуду законченного вида, глубокий глянцевый эффект может быть достигнут также путем натирания поверхности животным жиром и сажей, а затем повторного обжига для получения устойчивого покрытия.
Изготовление керамики и африканская культура
Керамика — это ремесло, которое выжило в различных племенных общинах Африки. Горшки по-прежнему используются для транспортировки воды и других жидкостей и производятся с соблюдением традиционных методов. Но изделия из глины не всегда воспринимаются как единственная посуда для хранения и переноски жидкости в современном мире изобилующем металлом и пластиком.
Для транспортировки глина всё-таки хрупкий и достаточно увесистый материал, её использование не всегда является предпочтительным вариантом, когда ёмкость или сосуд нужен для утилитарных целей. Тем не менее, как представляется, в Африке существуют районы, в которых может выжить местное керамическое производство.
Ведущие страны участвующие в программах по сохранению национальных традиций в Африке, оказывают помощь сообществам обладающим опытом. Старейшинам помогают передать свои навыки младшим членам племени. Созданы мастерские, и гончары нацеленные на производство высококачественных изделий получают финансовую поддержку для доставки своего продукта на туристический рынок. Некоторые профессиональные художники производят великолепную посуду, придерживаясь при этом традиций, эти предметы охотно приобретаются коллекционерами. Теперь вы можете встретить глиняную посуду из Африки в галереях, музеях и частных коллекциях по всему миру.
© Великая керамика 19.09.2021
gc