Мунемаро Исигуро родился 14 апреля 1893 года в богатой семье из Имидзу, префектура Тояма. С детства он был окружён старинной керамикой, которую коллекционировал его отец, сам бывший гончаром-любителем. Вернувшись после военной службы в Корее в 1916 году, Исигуро начал изучать китайский язык и гончарное ремесло. В 1927 году он поселился в Киото важном керамическом центре Японии и построил свою первую печь.
Проживая в районе ремесленников Хигасияма, он подружился с известным гончаром и знатоком китайской керамики Фудзио Коямой (1900-1975). Исигуро тоже стал увлечённым коллекционером и занялся исследованием керамики времён династий Хань и Сун, он интересовался этим не только как искусствовед, но и как технолог, в частности, Исигуро усовершенствовал сложную технику глазурования тэнмоку (яп. 天目, глаз небес), появившуюся в Китае более 800 лет назад.
Исигуро прекрасно разбирался в традиционных японских керамических стилях, помимо составления обширной коллекции, художник сам создавал эти предметы стараясь соблюдать каноны. Ему хорошо удавались изделия в духе Мино и другая чайная керамика. Конечно, японские гончары так не работают: обычно, мастер живущий в конкретном регионе, как его предки и наставники, продолжает укореняться в совершенно определённом стиле, выбранном однажды на всю жизнь, будь то древние Ига, Бидзэн и Сигараки, или возникшие в период Эдо (1603-1868) Орибэ, Сино и Такатори. Но жажда творчества и неудержимый порыв исследователя, сподвигли Мунемаро Исигуро испытать себя во многих из этих известных традиций. И надо сказать, что художник в нём, порой был сильнее учёного, пусть он и не имел права называть свои чаши — «сино», они были достойны своих предшественников. Когда было нужно, Исигуро обращался с традицией крайне бережно.
Он сам назначил себя «главным ответственным» за возрождение многих классических восточных керамических стилей и техник, став не только великим художником, но и авторитетным технологом. Что до «нетрадиционных» работ мастера, то они весьма достойны. Оттолкнувшись от корней Исигуро создавал мощную, смелую для того времени керамику, с энергичным дизайном. В 1955 году эти работы принесли ему звание Живого национального сокровища.
Несмотря на то, что он прославился в послевоенные годы, Исигуро продолжал делать керамику ради искусства, мало продавая свои работы. Как-то он сказал газетчикам: «Ходят слухи, что я зазнался и веду себя как Живое национальное сокровище, но я просто очень занят творчеством и поэтому у меня нет на вас времени». После смерти в 1968 году Мунемаро Исигуро был удостоен чести, Национальный музей современного искусства в Киото устроил большую выставку его работ. Сейчас произведения великого мастера можно встретить в самых лучших музеях мира.
© Великая керамика 16.01.2021
Источники: https://www.trocadero.com/stores/momoyamagallery/items/1232615/Ishiguro-Munemaro-Nezumi-Shino-Chawan/, http://collections.vam.ac.uk/item/dish-ishiguro-munemaro/, https://japanese-wiki-corpus.github.io/person/munemaro-ishiguro/