Традиционный японский стиль Койсивара (яп. 小石原焼 Койсивара-яки) — это разновидность фарфора производимая в районе Асакура, префектура Фукуока. С момента своего появления керамика Койсивара использовалась в быту. Уникальная особенность таких изделий — узор наносимый в процессе вращения на гончарном круге.
Есть некоторые другие примечательные черты керамики Койсивара, несмотря на не сложный обжиг она обладает: элегантной текстурой, красивой формой и очаровательной цветовой выразительностью. Её можно использовать в повседневной жизни, так как она долговечна. Сейчас Койсивара — это не только популярный вид гончарных изделий ручной работы (их можно купить в качестве сувенира), но и ремесло, которое любому желающему предлагают освоить на уроках гончарного дела.
Существует три основных метода создания узоров: скобление глины японским рубанком (яп. 鉋 канна) при вращении гончарного круга, нанесение рисунка кистью или гребнем и рисование пальцем. Также есть такие техники, как нагасикаке, где ангоб или глазурь наносится слоями через равные промежутки времени; учикаке, когда глазурь наносится постепенно; и понкаки — изделие поливается глазурью с помощью бамбуковой трубочки.
История
Традиционный японский стиль Койсивара зародился в период Эдо (1603-1868), датой его появления можно считать 1669 год, когда Хатинодзё, внук известного гончара Хатидзо Такатори, открыл новое месторождение глины в районе Сараяма недалеко от деревни Койсивара (современная префектура Фукуока, север о. Кюсю) и начал с ней работать. Затем в 1682 году феодал Мицуюки Курода, глава домена Курода (древнее название области Фукуока), пригласил опытного гончара из Ариты продолжить производство фарфора вместе с Хатинодзё используя китайские техники.
В последующие годы печь Койсивара прекратила свою работу, пока не была возрождена примерно в 1927 году в период Сёва (1926-1989) благодаря подъёму спроса на фарфор. В основном производились предметы повседневного обихода: такие как кувшины, бутыли для саке, вазы для цветов и различная чайная посуда.
Однако, из-за экономического упадка после Второй мировой войны спрос на фарфор Койсивара снизился. Новый подъём случился лишь в 1958 году, когда на Всемирной торговой ярмарке проходившей в Брюсселе изделия Койсивара завоевали Гран-при и привлекли внимание ценителей японской керамики со всего мира.
Примерно в 1965 году произошёл переход от производства посуды на заказ к созданию художественной авторской керамики, рынок расширился до масштабов всей страны. В 1975 году изделия Койсивара стали первой фарфоровой посудой признанной Министерством международной торговли и промышленности как традиционные изделия ручной работы. Фарфор Койсивара с его 350-летней историей – это важное культурное достояние Японии. Творчество современных мастеров, таких как: Мотоми Морияма (1948-), Ценцо Фукусима (Живое национальное сокровище, р. 1959) и Томитака Ота (1969-) в полной мере передаёт технику и дух этой традиционной керамики. Их работы представлены в настоящей статье.
ⓒ Великая керамика 10.04.2021
Источники: https://japanlivingarts.com/zenzo-fukushima-keeper-of-koishiwara-ware/, https://www.japanpotterynet.com/en/products/detail/artist/tomitaka-ota/