Нефритово-зелёный селадон Корё (918–1392)
С X по XIII век изделия из красной и белой глины, покрытые нефритово-зелёной селадоновой глазурью, были очень популярны на Корейском полуострове. Рецепт изготовления селадона, этого драгоценного сокровища пришедшего из Китая, ревностно охранялся правителями государства Корё самого высокого уровня. Правда термин «селадон» появился не в средневековой Корее и вообще не в Азии, так стали называть в XVII веке во Франции, как саму глазурь, так и покрытые ею изделия, ставшие в то время в Европе невероятно востребованными.

Для создания сосудов использовалась как белая каолиновая глина, так и недорогая красная. Корейские гончары придавали ей форму и обжигали в печи при температуре около 700-800 °C. Затем они глазуровали поверхность изделий жидкостью, полученной из карбоната натрия и оксида железа, которого в этой глазури было около 3%. Затем посуду возвращали в печь и обжигали при 1250-1300 °C. После второго обжига предметы обретали блестящую нефритово-зелёную поверхность.

Канджин в провинции Чолла был одним из центров производства бледно-зелёных изделий. На протяжении всей истории Корё Канджинский селадон лидировал на корейском полуострове, как в вопросе качества, так и количества.

Селадоновая посуда Корё, с её формой, цветом и украшением отличалась от гончарных изделий производимых в то время в остальной Азии. Корейский нефритово-зелёный селадон достиг наивысшего качества в XI-XII веках, когда развивались буддизм и искусство. Однако в XIV веке этот вид декора сменил серо-голубой стиль, с восхождением династий государства Чосон (1392–1910).
Белый фарфор Чосон (1392-1910)
В первые годы правления династии Ли на Корейским полуострове был известен только серо-голубой селадон «пунчхон», но в начале XV века, под влиянием китайской культуры (династия Мин) в Великом Чосоне воцарился белый фарфор. В XV веке он был принят в качестве официальной посуды королевского двора.

Правители опекали группу печей бун-вон в Кванджу, недалеко от Сеула. Этот кластер поставлял фарфор для нужд двора и королевской семьи вплоть до конца XIX века. Белый бун-вонский фарфор мог быть разного качества. Некоторые предметы отправлялись во дворец, другие создавались для заведений столицы, третьи делались на заказ для состоятельных граждан. В XV веке Кванджу стал главным центром производства уникального чосонского фарфора. К XVI веку двор и представители привилегированного класса утратили права на владение секретом «белого золота» и региональные печи начали активно выпускать изделия из фарфора. В течение пятнадцатого и шестнадцатого веков блюда, чаши, бутыли, вазы и кувшины создавались тысячами по всей стране. Конечно же, такая посуда использовалась для особых случаев: роскошных застолий, религиозных церемоний и в качестве урн для праха.

В XVIII веке большие, круглые, переливающиеся перламутром сосуды, называемые «лунными кувшинами», внезапно приобрели большую популярность. Светлые, с гладкими обводами, они стали воплощением любви Корейцев к белому цвету. Являясь национальным цветом народа Чосон с XV века, белый символизирует чистоту и единение.

Мастера фарфора эпохи Чосон любили придавать поверхности своих изделий светло-серый цвет или цвет слоновой кости. Но если у них возникала потребность создать что-то по-настоящему чистое и великолепное они воздерживались от подобных желаний и оставляли свои произведения «нетронутыми», оттенка белой глины. Фарфор эпохи Чосон простой, честный и минималистичный. Глядя на гладкую, лишённую орнамента поверхность кувшина, можно увидеть сдержанность и грацию. Он элегантен и спокоен, приглашает к тихому созерцанию.
Неоконфуцианство, делающее акцент на честности правящего класса, было господствующей философией эпохи Чосон. Этот новый белый фарфор символизировал чистую, безгрешную жизнь, что притягивало к нему учёных, государственных и религиозных деятелей, а также привлекало простых людей, ведущих тихую, честную и благородную жизнь.

Наиболее представительные предметы из белого фарфора включают лунный кувшин из Британского музея (Лондон), работы из музея Метрополитен (Нью-Йорк), лунные кувшины хранящиеся в Корейском национальном музее (Сеул). XVII и XVIII века были золотым временем для искусства и литературы Великого Чосона, именно в этот период появились сосуды такой формы. Их ясная архитектура, спокойствие и сила представляют собой лучшее воплощение эстетической диады «благоразумия и умеренности», ставшей в последующие века принципом, по которому создавались все корейские художественные произведения.
© Великая керамика 15.01.2023
gc