Люди древнего Ближнего Востока использовали обильные запасы глины для производства кирпичей и постройки своих городов, а также при изготовлении табличек, на которых можно записать свою историю, религиозные воззрения и деловые отчёты. Кроме того, глина широко использовалась для создания глиняной посуды, археологи обнаружили среди руин древних городов керамики больше чем любой другой формы искусства.
В четвертом тысячелетии до нашей эры в центральном и юго-западном Иране украшенная росписью керамическая посуда, подобная этому большому кувшину, достигла нового уровня сложности. Изображения птиц, животных и геометрические узоры на глиняных сосудах выполнялись в тёмно-коричневом цвете. Эти великолепные изделия часто находили в могилах, следовательно, они могли использоваться в религиозных целях и погребальных ритуалах.
Этот яйцевидный кувшин, являющийся стратегическим экспонатом Метрополитен музея в Нью-Йорке — шедевр гончарного производства древних иранцев, он украшен рисунком, обладающим невероятной динамикой. Изображённый на нём горный козёл или козерог стоит в профиль на верхней из шести полос, опоясывающих самую широкую часть сосуда и подчёркивает его большой обхват. Изгибы несколько преувеличенных рогов повторяют округлую форму кувшина, как и арковидные промежутки между ногами животного. Козерог обладает большой энергией, острые выступы ушей, хвоста, волос над копытами, изящная борода и широкий изгиб рогов производят на зрителя бодрящий эффект. Прямые линии, чередующиеся с зигзагообразными узорами, заполняют пространство по обе стороны от животного. Козерог в геометрической рамке, как единица дизайна повторяется ещё дважды по окружности сосуда. Общий художественный эффект — это движение и динамизм. Немного неправильная форма кувшина говорит о том, что он либо был создан вручную (техника наложения глиняных витков), либо изготовлен на медленно вращающемся колесе.
gc