Skip to content

Великая керамика

Великая керамика: события мира керамики, история, производство, различные направления в искусстве керамики.

  • Главная
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Художники-керамисты
  • Бренды
  • Практика
  • Toggle search form
Чёрнофигурная керамика

Чёрнофигурная керамика (Греция VII-V вв. до н.э.)

Posted on 09.04.202217.02.2023 By Мол Герин Комментариев к записи Чёрнофигурная керамика (Греция VII-V вв. до н.э.) нет

Во второй половине VII века до н.э. коринфское гончарное искусство достигло нового уровня качества. Тогда появились самые великолепные керамические произведения, которые когда-либо видели в Греции. Это касается не только их формы, но и способа украшения. Стилизованные образы героев становились все более изящными и правдоподобными, изображались с большей детализацией. Так родился прославленный античный стиль чёрнофигурной керамики.

Чёрнофигурная керамика
Терракотовая ваза, высота 61 см. Аттика, Греция, ок. 530 г. до н.э. Авторство приписывается художнику Эвфилету. Это, пожалуй, одно из самых ранних изображений Панафинейских игр на керамике. Собственность музея Метрополитен, Нью-Йорк | photo from www.metmuseum.org

Первая чёрнофигурная керамика появилась в Коринфе, затем её начали делать на юге современной Италии и в Лаконии, но только художники и гончары Аттики вывели её на недостижимый уровень и превзошли в мастерстве все остальные центры производства. Следующие полтора столетия Афины доминировали на греческом рынке. Не все фигуры окрашивались в чёрный цвет, мастера приняли определенные правила: белый пигмент использовался для написания женской плоти, красный для одежды, волос и других элементов. Уделялось много внимания мелким деталям, прорисовке волос и мышц, дополняющих облик героев. Это делалось с помощью специального острого инструмента. Чёрнофигурный стиль стал вершиной эллинской вазописи. Все персонажи тут изображались застывшими за несколько мгновений до главного действия или отдыхающими после игры или битвы.

Чёрнофигурная керамика
Чёрнофигурная амфора работы известного гончара и художника Эксекиаса, на ней изображены Ахиллес и Аякс играющие в кости. Аттика, Греция, примерно 540-530 гг. до н.э. Собственность музея Ватикана, Рим | photo from www.museivaticani.va

Знаменитая амфора работы Эксекиаса, где Ахиллес и Аякс играют в кости (этот эпизод описан в Илиаде), является примером совершенства, которого может достичь чёрнофигурная живопись. Чёрнофигурные сосуды зачастую оказывались лучшими рассказчиками. Возможно, самый известный пример — это кувшин «Франсуа» — внушительного размера кратер, сделанный гончаром Эрготимосом и расписанный художником Клетиасом в 70-60-х годах VI века до н.э.. Его диаметр 57 см, а высота 66, он украшен 270 фигурами людей и животных, представляющими богатый диапазон сцен Греческих мифов, включая, среди прочего, олимпийских богов, кентавров, Ахиллеса и Пелея. Другими типичными чёрнофигурными сосудами являются вазы, лекифы (бутыли с ручкой), киликсы (чашки для питья на ножках), кубки, пиксиды (маленькие контейнеры с крышками) и миски.

Чёрнофигурная керамика
Кратер (кувшин для вина) «Франсуа», высота 66 см. Афины, Греция, ок. 570 г. до н.э. Совместная работа гончара Эрготимоса и художника Клетиаса. Сосуд покрыт 270 фигурами людей и животных – персонажей греческих мифов. Шедевр находится в Национальном музее археологии во Флоренции, Италия | photo from www.florenceinferno.com

Помимо Аттики и Коринфа, в первой половине VI века до н.э. Лакония также стала производителем этой керамики. Более 20000 сохранившихся ваз и других сосудов различной формы позволяют не только идентифицировать художников и мастерские, но и обеспечивают учёных древнейшими иллюстрациями эллинской мифологии, батальных сцен, религиозных, социальных и спортивных практик. Глиняные изделия также являются важным инструментом в датировании археологических памятников, что очень важно при изучении истории Древней Греции.

Дополняя более ранние геометрические рисунки, чёрнофигурная техника позволяла более правдоподобно изобразить животных (предпочитаемых в Коринфе) и силуэты людей (афинская школа). Перед обжигом на сосуды густо наносился чёрный пигмент из поташа, железистой глины и уксуса. Выбранные участки поверхности становилась чёрными и глянцевыми. Такие детали как волосы и мышцы, дорисовывались острым инструментом: верхний слой надрезался, чтобы открылся нижний, а бороздки заполнялись красной и белой краской. Плечи, шея и ручки сосуда, часто украшались геометрическим или цветочным орнаментом, лотосами и пальметтами.

Чёрнофигурная керамика
Кувшин для вина. Аттика, Греция, примерно 540-530 гг. до н.э. Автор Эксекиас. Здесь изображена сцена борьбы Ахилеса с Пентесилеей. Собственность Британского музея, Лондон | photo from https://www.britishmuseum.org

Греческие школы приняли определенные цветовые соглашения: белый использовался для изображения женской плоти, чёрный для мужской. Другими условиями были: миндалевидная форма для женских глаз, круглая для мужских; у детей всё было как у взрослых, но в меньшем масштабе; молодые мужчины безбороды, старики седые и иногда сутулятся; а пожилые женщины имеют более полную фигуру. Некоторые жесты также стали общепринятыми, например, прижатые к голове руки символизировали горе. Ещё одна яркая черта стиля — отсутствие натурализма. Фигуры часто изображались с лицом повёрнутым в профиль и фронтально расположенным туловищем, бегуны демонстрировали невероятные позы — с обеими левыми (или правыми) руками и ногами. Предпринимались, однако, попытки разнообразить перспективу, особенно популярными были фронтальные изображения лошадей и колесниц.

Чёрнофигурная керамика
Ваза, высота 63 см. Аттика, Греция, ок. 510 г. до н.э. Создана художниками группы Леагроса. Сюжет – Панафинейские игры, скачки. Собственность музея Метрополитен, Нью-Йорк | photo from www.metmuseum.org

Художник и гончар того времени являлись, хотя и не всегда, разными специалистами. Первая чёрнофигурная подписанная ваза была создана Софилосом и датируется 570 годом до н.э. Многие другие художники с уверенностью идентифицированы по их подписям (чаще всего выглядящим как «… сделал это»), а остальные, не оставившие авторского клейма, могут быть признаны благодаря их особому стилю. Чёрнофигурная керамика, впоследствии, была заменена краснофигурной. Эти два стиля некоторое время существовали параллельно, а в конце VI века до н.э. последний стал украшать большинство гончарных изделий – вазы, кувшины и многие другие сосуды из глины.

Ⓒ Великая керамика 09.04.2022

gc

История керамики Tags:Греки, Европа, История, Керамика мира, Топ

Навигация по записям

Previous Post: Бихолим — гончарный центр на Гоа. (2) Формы, темы, паттерны
Next Post: Джеймс Оутибридж

More Related Articles

Сигараки Японская керамика Сигараки История керамики
Обори-сома Традиционный японский стиль Обори-сома История керамики
агано Традиционный японский стиль Агано История керамики
Персидская керамическая ваза Персидская керамическая ваза (нач. XVIII века) История керамики
Сосуд в форме оленя (Персия X век до н.э.) История керамики
раку Традиционный японский стиль Раку История керамики

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

Авангард (6) Австралийцы (37) Азия (265) Ака-э (1) Алжир (2) Американцы (48) Анагама 窖窯 (19) Ар-нуво (1) Аргентина (1) Арита (9) Африка (17) Ацтеки (1) Бан-чанг (1) Баухаус (4) Бельгия (1) Бидзэн 備前焼 (21) Бицуги (1) Боливия (1) Бразильцы (4) Бренды (19) Британцы (83) Великие мастера (81) Венгры (1) Венесуэла (1) Гана (1) Гоа (2) Голландия (1) Гонконг (1) Горибэ (1) Греки (5) Дамаскино (2) Датчане (10) Дзоган (1) Дзёмон (3) Диагита (1) Дизайн (10) Ебицуги (1) Европа (142) Египет (3) Живое Национальное Сокровище (15) Западный раку (6) Ига 伊賀焼 (11) Идо (1) Израиль (3) Индия (21) Индонезия (2) Интерьер (2) Иран (5) Ирландцы (3) Испанцы (2) История (77) Итальянцы (8) Кабилы (2) Канадцы (1) Карацу 唐津焼 (7) Касама 笠間焼 (3) Кения (1) Керамика мира (43) Ки-сэто 黄瀬戸焼 (10) Китай (6) Койсивара 小石原焼 (5) Конго (1) Корея (4) Кохики (4) Лаос (1) Либерия (1) Майолика (2) Мексика (4) Месоамерика (5) Мимбрес (1) Мингеи 民衆的な工芸 (12) Мино (16) Модерн (10) Набэсима (2) Немцы (6) Неолит (7) Нериаге (2) Нерикоми (1) Нигерия (4) Ноборигама 登り窯 (16) Норвегия (2) Обори-сома (1) Орибэ 織部焼 (9) Пакистан (1) Паракас (3) Перу (5) Португалия (1) Раку 楽焼 (2) Северная Африка (5) Сейхакудзи (6) Селадон (14) Сигараки 信楽焼 (6) Сино 志野焼 (17) Скульптура (82) События (2) Современный раку (2) Содейша 走泥社 (2) Сомецуке (5) Стили Японии (103) Судан (2) Сэтогуро 瀬戸黒焼 (5) Сэто 瀬戸焼 (6) Тайвань (1) Тайланд (1) Танба 丹波焼き (7) Терра сигиллата (2) Токонамэ 常滑焼 (1) Топ (102) Турция (2) Тэнмоку (11) Фарфор (72) Французы (12) Хаги 萩焼 (13) Хакудзи (1) Хидзенёсида (1) Хикадаши (1) Чили (4) Шведы (4) Швейцария (1) Шотландия (6) Шри-Ланка (1) Этидзэн 越前焼 (7) ЮАР (2) Южная Америка (17) Юсай (1) Якисимэ ヤキシメは (17) Японцы (213)
  • Австралия
  • Азия
  • Африка
  • Бренды
  • Европа
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Мастер-классы
  • Практика
  • Северная Америка
  • События и выставки
  • Советы профессионалов
  • Художники-керамисты
  • Южная Америка

Copyright 2018-2024 Great Ceramics | Великая керамика: История ремесла, путь искусства

Powered by PressBook Blog WordPress theme