Бихолим — гончарный центр на Гоа. (2) Формы, темы, паттерны

0
247
Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photo from www.indiamart.com

Мы уже говорили в предыдущей статье, что керамика Бихолима, как и другие художественно-ремесленные формы преуспевающие на Гоа, представляет из себя пёстрый сплав нескольких культур. Сегодня самый маленький из индийских штатов, благодаря своему колониальному прошлому, особому пути развития, влияниям, пришедшим со всего мира, может представить керамику уникальную, богатую мотивами и образами. Предметы народного искусства, создаваемые мастерами-индусами для бытовых и ритуальных нужд, прошли огранку временем. Их и сейчас можно найти и купить на рынках и в гончарных лавочках, разбросанных по всей территории штата.

Особенно много их в Бихолиме, где проживают сотни ремесленников, трудящихся круглый год. Методы производства керамики здесь, во многом, не менялись столетиями. Точнее, они за эти столетия были разработаны. Служит ли религиозная компонета стимулом для творчества? — Бесспорно! Большинство изделий предназначено для нужд культа. Это могут быть внушительного размера статуи или миниатюрные фигурки индуистских божеств, сосуды для подношений. Есть также много видов замечательных декоративных изделий, которые хочется принести в свой дом.    

Формы этих предметов и мотивы, изображаемые на них, прорисовывались столетиями. Кому-то эта керамика покажется грубой, лишённой изящества, особенно если рассматривать её в контексте всего мирового опыта. Но стоит отметить, что для индийского в целом, и бихолимского фигуративного искусства в частности, более важными оказались точность и сила образа, а если мы говорим о длительном, растянутом на века производстве, то и его многократное повторение, способствующее закреплению необходимых навыков в поколениях.

Желание быть услышанным, предъявляя зрителю что-то новое, доселе невиданное, часто является единственной целью для художника нашего времени. Этническая же керамика, напротив, стремится к более продолжительному развитию, качественно почти не меняясь веками. В этом случае, она становится продолжением души народа, выражает его гентильное и конфессиональное единство.

Формы

То, что мы можем увидеть сегодня на прилавках города — фигурки священных животных, лампы, горшки, вазы и другие сосуды – производится здесь уже несколько столетий. Бихолим формировал свой репертуар постепенно. Какие-то модели прижились, пройдя обкатку временем, другие затерялись в веках. Внешность этих предметов была определена их назначением: посуда должна быть удобной и прочной, подчёркивать красоту блюд местной кухни, а изображения божеств и героев передавать их качества и достоинства.

Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photo from www.dsource.in

Ремесленники всегда чутко реагировали на веяния «религиозной моды», открывали новые возможности материала, создавали глиняные изделия, напоминающие предметы из металла, стекла или дерева, порождая заблуждения об их истинной природе. Так рождались новые формы. Кажущиеся нам сегодня простыми, они явились результатом многовекового соревнования. Даже производимые внушительными тиражами, эти предметы остаются образцами живого народного искусства. Ниже показаны две привлекательные формы, представляющие бихолимский стиль: светильники с шестиугольной крышкой и высокие цилиндрические вазы.

Гоа

Ещё одна группа предметов – это животные. Такие фигуры традиционно устанавливались на входе в жилище, часто по обе стороны от двери на специальных столбах. Сегодня их можно увидеть в садах, в обстановке дома. В Бихолиме делают много других привлекательных вещей из глины, их используют для украшения интерьера или фасадов домов. Основными видами изделий являются вазы и цветочные горшки. На фото показаны различные виды производимых сосудов.

Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photo from www.dsource.in

Темы

Многие культурные течения оставили свой след на Гоа, они сформировали облик бихолимской керамики. За несколько столетий местными гончарами было проделано много работы, они научились изображать людей и животных, передавать их черты, характер. А если речь идёт о фигурах божеств, то и их сверхъестественное начало. Художники могут воспроизвести мельчайшие детали одежды героев, украшения, выражения лиц и позы.

Бихолимское гончарное искусство очень религиозно. Более 70% жителей штата индуисты. Здешние мастера создают прекрасные статуи Господа Ганеши. Все необходимые элементы и структуры, дополняющие его облик, выполняются в соответствии с каноном. Встречаются и фигуры других богов.  

Паттерны (повторяющиеся элементы, шаблоны)

Гоа

Гоа

Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photos from www.dsource.in

Все глиняные изделия, производимые в Бихолиме — богато украшены. На сосудах могут быть изображены растения и другие формы. Некоторые элементы повторяются. Они покрывают стенки кувшинов и ваз, дополняя их архитектуру. Свисают вокруг горла, делая сосуд ещё более привлекательным. На фото показаны две наиболее распространенные формы — «ягодка» и «стручок», они встречаются на многих моделях, будь то лампа или горшок.

Гоа

Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photo from www.dsource.in

Ещё один повторяющийся рельефный рисунок — это рисунок в форме капель нанизанных на нить: или вдоль одной её стороны, или вдоль обеих. Этот шаблон используется для обозначения границ, представляя из себя линию, определяющую части сосуда. Другая выступающая форма – лиана с листьями и плодами, она покрывает изделие снизу доверху. Этот сюжет также попадается на большинстве моделей.

Гоа

Гоа
Керамика Бихолима (Гоа, Индия) | photo from www.dsource.in

Великая керамика 08.04.2022

gc

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь