Хавдинская керамика — это искусство, представляющая из себя смесь изобразительных приёмов и концепций, связанных с древней культурой, народными традициями и ритуалами. Это ремесло зародилось здесь в III тысячелетии до н.э. во времена, когда процветала цивилизация долины Инда. Современные мастера региона Кач, штат Гуджарат, создают терракотовую посуду очень похожую на ту, что делали их предшественники более четырёх тысяч лет назад. Статуэтки божеств, украшения, глиняные таблички, найденные на древних стоянках имеют много общего с теми предметами, которыми местные жители пользуются сегодня. Одним из таких изделий является простой глиняный горшок, его можно встретить в любом индийском доме.
Глиняные горшки из Хавды, по своей конструкции и технологии изготовления, аналогичны тем, что были найдены при раскопках городов долины Инда. Когда-то несколько деревень, таких как Хавда, Лодай, Туна были центрами гончарного производства. Ремесленники создавали красивые и удобные предметы — кувшины для воды, миски, чаши, лампы, шкатулки. Благодаря местной глине геру они были окрашены в «фирменный» красный цвет.
В небольшой деревне Хавда, округ Бхудж, Гуджарат, до сих пор живут искусные мастера, создающие самые разнообразные сосуды. В то время как мужчины выполняют более тяжёлую работу, женщины занимаются украшением изделий. Гончары добывают глину у берега озера возле деревни. Из подготовленной глины формуют изделия, используя гончарный круг, и оставляют их сохнуть в тени. После первого обжига женщины-Кумбхары (эту фамилию носят многие гончары Индии) используя красный, чёрный и белый пигменты расписывают каждый предмет особым орнаментом характерным для данной местности.
Население Гуджарата использует глиняную посуду из Хавды не только в кухонном хозяйстве, она участвует в различных обрядах: бракосочетания, рождения и смерти. Однако хавдинское гончарное искусство сегодня терпит упадок. Ещё совсем недавно изготовлением этой керамики здесь занималось целых десять семей, а сейчас всего лишь две.
Глину измельчают и просеивают, добавляют воду, вымешивают и оставляют на 12 часов. Воды должно быть в меру. Если её будет слишком много — глина не затвердеет, а слишком мало — останется сухой. Затем глину снова замешивают и растирают, чтобы получить нужную консистенцию и удалить все пузырьки воздуха. Кусок полученной смеси помещают на колесо и придают ему форму.
Изделия сушат на солнце, потом ошкуривают до гладкого состояния и смачивают, так они получают свой красноватый оттенок. Посуду помещают в печь, которую топят дровами и коровьим навозом, этот процесс занимает три дня. После этого женщины её расписывают: чёрный цвет используется для создания геометрических узоров, белым наносятся линии подчеркивающие форму сосуда, жёлтым и красным выполняются более тонкие детали орнамента. Изделия подсушивают, а затем снова обжигают в печи.
К сожалению, традиционное хавдинское гончарное ремесло исчезает. Раньше эта керамика изготавливалась для местного рынка, но спрос на неё резко упал. Она проиграла битву с дешёвым пластиком и сталью китайского производства. Сегодня процветание ремесленников Хавды зависит и от множества других факторов. Однако недавно один общественный благотворительный фонд помог этим гончарам, организовав несколько семинаров в Пуне, штат Махараштра, где сотни любителей искусства оплатили мастер-классы и приобрели много продукции.
Ⓒ Великая керамика 03.05.2022
gc