Хандеиси Кавакита (настоящее имя — Масанори Кюдаю) родился в 1878 году в Осаке, он был одним из художников, оказавших большое влияние на мир японской чайной керамики. Родом из богатой семьи из Цу, префектура Миэ, Хандеиси в достаточно молодом возрасте взял на себя управление семейным бизнесом, который включал оптовую торговлю хлопком (клан Кюдаю занимался этим еще в период Эдо) и Банк Хякуго. Но, несмотря на напряженный график, Хандеиси имел множество увлечений, он развивался в таких областях, как керамика, живопись, каллиграфия, фотография, архитектура и хайку.
И хотя Кавакита начал серьезно заниматься керамикой только после 50 лет, он достиг на этом поприще немалых высот: создавал настолько новаторские работы, что они буквально встряхнули эту пребывающую в застое область искусства. Каждая из работ Хандеиси, свидетельствовала о глубоким понимании художником культуры чайной церемонии. Он предлагал новые, смелые идеи, но в то же время, его керамика была пронизана простотой и гармонией, что в полной мере соответствует духу дзен.
Хандеиси Кавакита был известен не только как керамист, его острый взгляд на культуру и обширные знания в самых разных областях, оказали большое влияние на гончаров того времени. Творчество его учеников — Тоёдзо Аракавы (1894-1985), Тойо Канешиге (1896-1967), Кьювы Мивы (1895-1981) и Кадзухико Мивы (1951-), заложило основу для возрождения гончарного искусства в период Сёва (1926-1989). Кавакита был успешен в таких керамических стилях, как хаги, сино, сэто, карацу, а также некоторых других, многим своим произведениям, в основном чашам, он давал очаровательные причудливые имена.
Хандеиси Кавакита поддерживал региональные культурные проекты. Фонд Сэкисуи Кайкан, ставший первой комплексной площадкой по продвижению искусства в префектуре Миэ, был основан на личные средства Художника. Относясь к себе на протяжении всей жизни как к ремесленнику-любителю, Хандеиси подарил большую часть своих работ друзьям. В результате, несмотря на престиж его работ, широкая публика редко имела возможность познакомиться с ними.
Через несколько лет после смерти Кавакиты его семья пожертвовала часть произведений Фонду Сэкисуи Кайкан, который к этому времени учредил музей. Сегодня работы Хандеиси Кавакиты можно увидеть в Бруклинском музее (Нью-Йорк), музее Хякуго (Цу, Япония), Художественном музее Косэцу (Кобе, Япония), Художественном музее префектуры Миэ (Цу, Япония), Музее Михо (Сига, Япония), Музее современного керамического искусства (Гифу, Япония), Национальном музее современного искусства (Токио, Япония), Музее Сэкисуи (Цу, Япония).
Ⓒ Великая керамика 02.05.2022
gc