Уильям Пламптре родился в 1959 году, после окончания Колледжа искусств Челси он работал художником, а в свободное время наведывался в одну гончарную мастерскую в Лондоне, где познакомился с работами Бернарда Лича (1887-1979) и Сёдзи Хамады (1894-1978). Решив стать керамистом, он отправился в Японию, брал уроки у различных местных гончаров, в том числе у «Живого Национального Сокровища» Японии Тацузо Симаоки (1919-2007), лучшего ученика Хамады. Стоит отметить, что Пламптре — единственный британский гончар, учившийся у этого великого мастера.

В 1987 году Уильям вернулся в Англию и открыл мастерскую в сельской местности в Озёрном крае. Благодаря ежегодным выставкам, проводимым как в Лондоне, так и в его собственной студии, влияние Пламптре на Британское ремесленное сообщество росло. В 1994 году художник переехал в фермерский дом семнадцатого века недалеко от Кендала. Все свои работы Уильям обжигал в газовой печи, которую он сам спроектировал и построил.

Уильям Пламптре заслужил репутацию одного из самых выдающихся британских гончаров, работающих в англо-японской традиции, начало которой было положено в первой половине XX-го века Сёдзи Хамадой и Бернардом Личем, построившими в 1922 году в Сент-Айвсе (графство Корнуолл) первую анагаму, традиционную японскую дровяную печь. К одному из типичных представителей этого направления можно отнести и учителя Пламптре Тацузо Симаоку, если сравнить поздние работы Симаоки и ранние произведения Пламптре мы не заметим большой разницы, в чём видится преемственность. Школа Сент-Айвса оказала и продолжает оказывать огромное влияние на всё мировое керамическое искусство, важными центрами развития которого в XX веке как раз стали Великобритания и Япония.


Сосуды Пламптре отличаются простой, но мощной формой, что говорит о его твёрдой приверженности многовековому репертуару Японии. Он использует самую обычную глину, которую обрабатывает на гончарном круге, но некоторые его работы создаются из плит или методом литья. Текстура образуется с помощью веревочных оттисков, Уильям также использует скребки, гребёнки, сграффито и роспись кистью.

Цветовая палитра ограничена кобальтовыми и медными глазурями, которые производятся из местного кварца и древесной золы. Оттенки часто мягкие, приглушённые, они передают цвета, встречающиеся в природе: варьируются от коричневого тэнмоку и медно-красного, до кремово-белого и кобальтово-синего. Украшение каждого предмета тщательно продумывается, чтобы сохранить элегантные пропорции и чистоту формы. Уильям Пламптре обжигает свои работы в газовой печи объёмом 1,82 м3.

Уильям Пламптре выставлялся на ведущих площадках Соединенного Королевства и США, а одно из его произведений было выбрано в качестве официального подарка от Британского правительства императору Японии. Совсем недавно Уильяма, вместе с шестью другими художниками из разных стран, снова пригласили в мастерскую Тацузо Симаоки в Машико, чтобы принять участие в выставке, посвященной творчеству этого выдающегося мастера.


© Великая керамика 01.05.2022
gc