Керамическое искусство Ганы. Гончары Ашанти

0
517
Керамическое искусство Ганы
01. Ритуальный сосуд абушуа курува «горшок семьи». Народ Ашанти — Гана, конец ХХ века. Смитсоновский институт (Вашингтон, США) | photo from www.africa.si.edu

Керамическое искусство Ганы — одно из наиболее выразительных и драматичных в западной Африке. Здесь проживает народ Ашанти — это самая большая этническая группа в стране, их численность составляет около трёх миллионов человек. У Ашанти церемониальные сосуды ручной работы называются абушуа курува, что означает «горшок семьи» или «горшок клана». Такие предметы хранятся в святилищах на территории общинных кладбищ, где воздают почести предкам.

Керамическое искусство Ганы
02. Керамика Ганы низкотемпературного обжига, неглазурованная. Этот ритуальный сосуд абушуа курува «горшок семьи» выполнен в виде бутылки с пробкой. Поверхность украшена резным геометрическим орнаментом и образами животных: змея, обвивающая основание шеи обращена лицом к лягушке, лестнице, игровой доске, топору, морской рыбке, стручку какао и карманным часам. Есть ещё один рельефный предмет, разрушенный, мог изображать скорпиона. Народ Ашанти — Гана, начало ХХ века. Размеры 25х21 см. Смитсоновский институт (Вашингтон, США) | photo from www.africa.si.edu

В ритуальные сосуды кладут ногти и волосы близких родственников умершего, также в качестве подношений используются напитки и сладости. «Престижная» версия «горшка клана» — это абебуди (рис.2) или «горшок мифов», он искусно украшен рельефными изображениями животных и растительным орнаментом. Приведённый здесь сосуд имеет длинную шею и замысловатую пробку. Образы на нём, визуализируют истории рассказывающие о смерти: змея опоясывающая шею, например, ссылается к мифу «объятия смерти», «питон обвивает шею каждого», — то есть смерть неизбежна. Встреча с присутствующей здесь лестницей, тоже не сулит ничего хорошего — «лестница смерти». Другие скульптурные элементы: доска для настольной игры оварэ, «игры со смертью», естественно; смертельно ядовитая лягушка; и топор, необходимый покойному для защиты от демонов в его сорокадневном путешествии к загробной жизни (и тут нет покоя). Но стручок какао и импортные карманные часы указывают на то, что умерший при жизни был успешным фермером.

Керамическое искусство Ганы
03. Ритуальный сосуд абушуа курува «горшок семьи». Народ Ашанти — Гана, конец ХХ века. Смитсоновский институт (Вашингтон, США) | photo from www.africa.si.edu

gc

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь