Skip to content

Великая керамика

Великая керамика: события мира керамики, история, производство, различные направления в искусстве керамики.

  • Главная
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Художники-керамисты
  • Бренды
  • Практика
  • Toggle search form
Керамика Джаркханда

Керамика Джаркханда

Posted on 14.05.202217.02.2023 By Мол Герин 2 комментария к записи Керамика Джаркханда

В восточно-индийском штате Джаркханд, бывшем ещё не так давно частью Бихара (новая административная единица возникла в 2000 году), традиция производства гончарных изделий прослеживается до глубокой древности. Во времена империи Магадха, образовавшейся согласно ведическим текстам около 600 г. до н.э., здесь уже существовали ремесленные центры, где работали мастера, умеющие добывать, обрабатывать глину и создавать из неё изделия, удовлетворяющие самые разные потребности людей.

Мастера трудились целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение. Со временем, семьи объединялись в ремесленные артели, город или посёлок с примыкающими территориями приобретал признаки кластера. Сконцентрированные в определённом районе гончары веками производили одни и те же продукты. У них были схожие возможности и перспективы, они также сталкивались с общими трудностями и угрозами. В таком кластере все мастера принадлежали к одной касте, эти люди бережно относились к традиции, они в основном создавали те изделия, которые хорошо зарекомендовали себя на протяжении поколений. Керамика Джаркханда испытана временем, она удобна в использовании и внешне весьма привлекательна.

Керамика Джаркханда
Традиционная керамика Джаркханда (Деогарх) | photo from www.indiamart.com

Сообщества гончаров, где все мастера носят фамилию — Кумхар, обычно встречаются в крупных поселениях Джаркханда. Здесь создают большой перечень предметов, предназначенных для домашнего использования, а также декоративных изделий. До сих пор очень популярен большой напоминающий широкую вазу горшок, который используется для приготовления алкогольного напитка махуа. На северо-востоке штата, в Деогархе, есть привлекательная чёрная блестящая керамика. Церемониальные кувшины, чаши, вазы с длинным горлышком и другие полезные сосуды, создаваемые здесь сегодня, очень напоминают древнюю кукарскую керамику (Кукар – название Джаркханда в эпоху Великих Моголов). В сезон праздников местные гончары изготавливают яркие терракотовые фигурки животных, статуэтки божеств.

Керамика Джаркханда
Традиционная керамика Джаркханда (Ичак) | photo from www.indiamart.com

На севере Джаркханда, в районе Хазарибаг, расположена деревня Ичак, там трудится более трёхсот гончаров, представляющих 21 независимую артель. Это одно из немногих мест штата, где ремесленникам до сих пор удаётся продать свой товар. Весной сюда приезжают сезонники из других районов, так как работы в Ичаке действительно много. Глину, называемую митти, сушат и измельчают, затем, удалив все твёрдые частицы, смешивают с золой и песком, добавляют воду. Из комка готовой смеси, используя гончарный круг, создают сосуд необходимой формы. Определенные части, такие как носик или ручка, лепят отдельно, а затем крепят к корпусу. После этого на поверхности острым инструментом вырезают узор, изделие сушат и обжигают около пяти часов в простой открытой печи при температуре 700-800 °C, в качестве топлива используют дрова, листья, солому, опилки и коровий навоз.

Керамика Джаркханда
Традиционная керамика Джаркханда (Думка) | photo from www.flickr.com

На востоке штата, в небольшом городке Думка, женщины-гончары практикуют уникальную технику ручной лепки, восходящую, вероятно, к эпохе неолита. Они создают целый перечень разнообразных изделий: кувшины, вазы, горшки, курильницы, лампы, все предметы украшаются резным орнаментом. Но настоящее сокровище Думки — это не посуда. В 55 километрах от города находится храмовый комплекс Малути, построенный в XVII-XIX веках династией Малутских царей Бадж Басанта.

Керамика Джаркханда
«Терракотовые храмы» Малути (Джаркханд) | photo from www.rotarynewsonline.org

Стены этих небольших сооружений украшены терракотовыми плитами, на которых изображены сцены из великих индуистских эпосов — Рамаяны и Махабхараты. Поэтому их ещё называют «терракотовые храмы». Большинство из них построено во славу Господа Шивы. Главный же храм посвящён Мауликше, семейному божеству Басантов. Остальные возведены в честь Вишну и Кали, а также других богов. В настоящее время сохранилось 72 храма, а когда-то их было здесь 108. Строительство такого количества святилищ стало результатом соревнования правителей, их многочисленных жён и отпрысков, длившегося около двух столетий. Царь мог приказать построить храм симпатизируя тому или иному божеству, или потому что его жена не захотела молиться в храме родственницы-конкурентки, да, и, в конце концов, ради престижа.

Керамика Джаркханд
Барельефы храмов Малути | photo from www.taleof2backpackers.com

Строения спроектированы в разных архитектурных стилях, популярных в этой исторической области. В 1680 году, когда здесь был заложен первый храм, малутское царство было частью Бенгалии. Храмы строились в основном бенгальскими мастерами. Современные исследователи делят их на пять групп, представляющих такие стили древней восточно-индийской архитектуры, как Нагара, Весара, Дравида, Орисса и Чалла, последний был наиболее распространён. Храмы, построенные в стиле чалла, имеют четырёхскатную покатую крышу, что делает их очень похожими на традиционные бенгальские хижины.

Керамика Джаркханда
Барельефы храмов Малути | photo from www.taleof2backpackers.com

Наружные стены большинства сооружений украшают терракотовые плиты, на которых изображены различные сцены из индуистских мифов, а иногда и другие события. В частности, на одном из храмов можно видеть всадников, что ни как не может быть иллюстрацией из Махабхараты, так как войны, имевшие манеру усаживаться на лошадь верхом, появились в Индии в гораздо более позднее время, да и одежда этих наездников, как и следующих за ними пехотинцев, держащих в руках ружья, уж больно напоминает облачение британских колонизаторов.     

Керамика Джаркханда
Барельефы храмов Малути | photo from www.indiamart.com

Фигуры людей и животных не вырезаны на стенах храмов, а являются частью глиняных плит. Эти плиты создавали отдельно, хорошо обжигали и крепили с помощью специального «клея», состоящего из песка, шамота, патоки, орехового масла, конского волоса, кокосового волокна, воска и других веществ. До конца XX века Храмы Малути не были известны не то, что внешнему миру — о них мало знали даже в самой Индии, пока А.К. Синха, возглавляющий отдел археологии при правительстве Бихара, в 1979 году не опубликовал данные своих исследований. Сегодня архитектурный комплекс Малути, занимающий площадь около 120000 м2, входит в число главных памятников древней индийской архитектуры, он находится под защитой государства. Последние два десятилетия здесь активно ведутся реставрационные работы.

© Великая керамика 14.05.2022

gc

Керамика мира Tags:Азия, Индия, История, Керамика мира, Топ

Навигация по записям

Previous Post: Рассел Гиббс
Next Post: Ник Харрисон

More Related Articles

Керамика Химачал-Прадеша Керамика Химачал-Прадеша Керамика мира
бихолим Бихолим — гончарный центр на Гоа. (1) Знакомство, нюансы производства Керамика мира
Каньякумари Керамика Тамилнада (Каньякумари) Керамика мира
Мексиканская керамика — Оахака Керамика мира
Традиционная керамика Алжира Традиционная керамика Алжира. Кабилы Керамика мира
Гандьяли Керамика Гуджарата (Гандьяли) Керамика мира

Comments (2) on “Керамика Джаркханда”

  1. Надежда:
    26.05.2022 в 10:07

    Замечательно! Очень интересный рассказ. Больше Индии!

  2. Мол Герин:
    30.05.2022 в 23:15

    Большое спасибо! В истории индийской керамики ещё много интересных страниц, мы будем открывать их одну за одной.

Comments are closed.

Метки

Авангард (6) Австралийцы (37) Азия (265) Ака-э (1) Алжир (2) Американцы (48) Анагама 窖窯 (19) Ар-нуво (1) Аргентина (1) Арита (9) Африка (17) Ацтеки (1) Бан-чанг (1) Баухаус (4) Бельгия (1) Бидзэн 備前焼 (21) Бицуги (1) Боливия (1) Бразильцы (4) Бренды (19) Британцы (83) Великие мастера (81) Венгры (1) Венесуэла (1) Гана (1) Гоа (2) Голландия (1) Гонконг (1) Горибэ (1) Греки (5) Дамаскино (2) Датчане (10) Дзоган (1) Дзёмон (3) Диагита (1) Дизайн (10) Ебицуги (1) Европа (142) Египет (3) Живое Национальное Сокровище (15) Западный раку (6) Ига 伊賀焼 (11) Идо (1) Израиль (3) Индия (21) Индонезия (2) Интерьер (2) Иран (5) Ирландцы (3) Испанцы (2) История (77) Итальянцы (8) Кабилы (2) Канадцы (1) Карацу 唐津焼 (7) Касама 笠間焼 (3) Кения (1) Керамика мира (43) Ки-сэто 黄瀬戸焼 (10) Китай (6) Койсивара 小石原焼 (5) Конго (1) Корея (4) Кохики (4) Лаос (1) Либерия (1) Майолика (2) Мексика (4) Месоамерика (5) Мимбрес (1) Мингеи 民衆的な工芸 (12) Мино (16) Модерн (10) Набэсима (2) Немцы (6) Неолит (7) Нериаге (2) Нерикоми (1) Нигерия (4) Ноборигама 登り窯 (16) Норвегия (2) Обори-сома (1) Орибэ 織部焼 (9) Пакистан (1) Паракас (3) Перу (5) Португалия (1) Раку 楽焼 (2) Северная Африка (5) Сейхакудзи (6) Селадон (14) Сигараки 信楽焼 (6) Сино 志野焼 (17) Скульптура (82) События (2) Современный раку (2) Содейша 走泥社 (2) Сомецуке (5) Стили Японии (103) Судан (2) Сэтогуро 瀬戸黒焼 (5) Сэто 瀬戸焼 (6) Тайвань (1) Тайланд (1) Танба 丹波焼き (7) Терра сигиллата (2) Токонамэ 常滑焼 (1) Топ (102) Турция (2) Тэнмоку (11) Фарфор (72) Французы (12) Хаги 萩焼 (13) Хакудзи (1) Хидзенёсида (1) Хикадаши (1) Чили (4) Шведы (4) Швейцария (1) Шотландия (6) Шри-Ланка (1) Этидзэн 越前焼 (7) ЮАР (2) Южная Америка (17) Юсай (1) Якисимэ ヤキシメは (17) Японцы (213)
  • Австралия
  • Азия
  • Африка
  • Бренды
  • Европа
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Мастер-классы
  • Практика
  • Северная Америка
  • События и выставки
  • Советы профессионалов
  • Художники-керамисты
  • Южная Америка

Copyright 2018-2024 Great Ceramics | Великая керамика: История ремесла, путь искусства

Powered by PressBook Blog WordPress theme