В восточно-индийском штате Джаркханд, бывшем ещё не так давно частью Бихара (новая административная единица возникла в 2000 году), традиция производства гончарных изделий прослеживается до глубокой древности. Во времена империи Магадха, образовавшейся согласно ведическим текстам около 600 г. до н.э., здесь уже существовали ремесленные центры, где работали мастера, умеющие добывать, обрабатывать глину и создавать из неё изделия, удовлетворяющие самые разные потребности людей.
Мастера трудились целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение. Со временем, семьи объединялись в ремесленные артели, город или посёлок с примыкающими территориями приобретал признаки кластера. Сконцентрированные в определённом районе гончары веками производили одни и те же продукты. У них были схожие возможности и перспективы, они также сталкивались с общими трудностями и угрозами. В таком кластере все мастера принадлежали к одной касте, эти люди бережно относились к традиции, они в основном создавали те изделия, которые хорошо зарекомендовали себя на протяжении поколений. Керамика Джаркханда испытана временем, она удобна в использовании и внешне весьма привлекательна.
Сообщества гончаров, где все мастера носят фамилию — Кумхар, обычно встречаются в крупных поселениях Джаркханда. Здесь создают большой перечень предметов, предназначенных для домашнего использования, а также декоративных изделий. До сих пор очень популярен большой напоминающий широкую вазу горшок, который используется для приготовления алкогольного напитка махуа. На северо-востоке штата, в Деогархе, есть привлекательная чёрная блестящая керамика. Церемониальные кувшины, чаши, вазы с длинным горлышком и другие полезные сосуды, создаваемые здесь сегодня, очень напоминают древнюю кукарскую керамику (Кукар – название Джаркханда в эпоху Великих Моголов). В сезон праздников местные гончары изготавливают яркие терракотовые фигурки животных, статуэтки божеств.
На севере Джаркханда, в районе Хазарибаг, расположена деревня Ичак, там трудится более трёхсот гончаров, представляющих 21 независимую артель. Это одно из немногих мест штата, где ремесленникам до сих пор удаётся продать свой товар. Весной сюда приезжают сезонники из других районов, так как работы в Ичаке действительно много. Глину, называемую митти, сушат и измельчают, затем, удалив все твёрдые частицы, смешивают с золой и песком, добавляют воду. Из комка готовой смеси, используя гончарный круг, создают сосуд необходимой формы. Определенные части, такие как носик или ручка, лепят отдельно, а затем крепят к корпусу. После этого на поверхности острым инструментом вырезают узор, изделие сушат и обжигают около пяти часов в простой открытой печи при температуре 700-800 °C, в качестве топлива используют дрова, листья, солому, опилки и коровий навоз.
На востоке штата, в небольшом городке Думка, женщины-гончары практикуют уникальную технику ручной лепки, восходящую, вероятно, к эпохе неолита. Они создают целый перечень разнообразных изделий: кувшины, вазы, горшки, курильницы, лампы, все предметы украшаются резным орнаментом. Но настоящее сокровище Думки — это не посуда. В 55 километрах от города находится храмовый комплекс Малути, построенный в XVII-XIX веках династией Малутских царей Бадж Басанта.
Стены этих небольших сооружений украшены терракотовыми плитами, на которых изображены сцены из великих индуистских эпосов — Рамаяны и Махабхараты. Поэтому их ещё называют «терракотовые храмы». Большинство из них построено во славу Господа Шивы. Главный же храм посвящён Мауликше, семейному божеству Басантов. Остальные возведены в честь Вишну и Кали, а также других богов. В настоящее время сохранилось 72 храма, а когда-то их было здесь 108. Строительство такого количества святилищ стало результатом соревнования правителей, их многочисленных жён и отпрысков, длившегося около двух столетий. Царь мог приказать построить храм симпатизируя тому или иному божеству, или потому что его жена не захотела молиться в храме родственницы-конкурентки, да, и, в конце концов, ради престижа.
Строения спроектированы в разных архитектурных стилях, популярных в этой исторической области. В 1680 году, когда здесь был заложен первый храм, малутское царство было частью Бенгалии. Храмы строились в основном бенгальскими мастерами. Современные исследователи делят их на пять групп, представляющих такие стили древней восточно-индийской архитектуры, как Нагара, Весара, Дравида, Орисса и Чалла, последний был наиболее распространён. Храмы, построенные в стиле чалла, имеют четырёхскатную покатую крышу, что делает их очень похожими на традиционные бенгальские хижины.
Наружные стены большинства сооружений украшают терракотовые плиты, на которых изображены различные сцены из индуистских мифов, а иногда и другие события. В частности, на одном из храмов можно видеть всадников, что ни как не может быть иллюстрацией из Махабхараты, так как войны, имевшие манеру усаживаться на лошадь верхом, появились в Индии в гораздо более позднее время, да и одежда этих наездников, как и следующих за ними пехотинцев, держащих в руках ружья, уж больно напоминает облачение британских колонизаторов.
Фигуры людей и животных не вырезаны на стенах храмов, а являются частью глиняных плит. Эти плиты создавали отдельно, хорошо обжигали и крепили с помощью специального «клея», состоящего из песка, шамота, патоки, орехового масла, конского волоса, кокосового волокна, воска и других веществ. До конца XX века Храмы Малути не были известны не то, что внешнему миру — о них мало знали даже в самой Индии, пока А.К. Синха, возглавляющий отдел археологии при правительстве Бихара, в 1979 году не опубликовал данные своих исследований. Сегодня архитектурный комплекс Малути, занимающий площадь около 120000 м2, входит в число главных памятников древней индийской архитектуры, он находится под защитой государства. Последние два десятилетия здесь активно ведутся реставрационные работы.
© Великая керамика 14.05.2022
gc
Замечательно! Очень интересный рассказ. Больше Индии!
Большое спасибо! В истории индийской керамики ещё много интересных страниц, мы будем открывать их одну за одной.