1
Район Имбе, префектура Окаяма – это один из шести старейших центров производства керамики в Японии. Первая печь для обжига была построена здесь в IV веке, это самая старая печь в стране. В XII веке (конец периода Хэйан 794–1185) в местной деревне Бидзэн начали делать особую посуду, при её создании не применяется глазурь, используемая глина содержит много железа и имеет красный или тёмно-коричневый цвет.
Появление декора характерного для этого стиля, почти не контролируется мастером и зависит от места в печи куда поставлен сосуд, вида топлива, оседающей золы, доступа пламени и других факторов. В целом, всё зависит от стихии, а не от человека. Эта техника очень высоко ценится, а мастера работающие в ней, пять из которых названы «Живыми национальными сокровищами», одни из самых почитаемых гончаров в стране.
Хорошо узнаваемый стиль керамики Бидзэн (備前焼 бидзэн-яки) имеет долгую историю, он как и другие великие японские стили тесно связан с чайной культурой. Посуда бидзэн отличается красновато-коричневым цветом и характерным глянцевым блеском, который возникает благодаря особому топливу, речь идёт о натуральном ясене. Обжиг керамики бидзэн происходит в течение длительного времени (до двух недель) при очень высоких температурах. Поэтому, для достижения хороших результатов требуется постоянное внимание.
2
Чайная чаша представленная здесь, создана одним из величайших бидзэн-гончаров всех времён Джуном Исэдзаки (1936-), она имеет множество отличительных черт, уникальных нюансов текстуры: отпечатки морских раковин на лоснящейся фактурной поверхности, вкрапления дроблёного камня распределившиеся в различных локациях.
Хорошо известный, как в Японии, так и за рубежом Джун Исэдзаки один из пяти бидзэн-гончаров удостоенных высшего звания — «Живое национальное сокровище». Он продолжатель многовековой традиции, не устающий изобретать, удивлять новыми формами и интересными способами украшения в стиле Бидзэн. Свои произведения Исэдзаки часто создаёт небольшими партиями, обжигает их в традиционной Анагаме (яп. 窖窯, пещера-печь).
Использование древних методов и тщательное планирование работ привели к созданию множества уникальных по форме и окраске изделий. По этим причинам произведения Исэдзаки приобрели крупнейшие музеи мира, такие как: Британский музей, Бостонский музей изящных искусств, Токийский национальный музей современного искусства, Художественный музей префектуры Окаяма и многие другие.
3
Ни в одном гончарном регионе нет такого количества мастеров, как в Бидзэне, их число приближается к шестистам! Тем не менее, новаторские работы создаются довольно редко. Большинство сосудов являются копиями изделий эпохи Момояма (1568-1603) или более ранних предметов. И это весьма неплохо, так как в наши дни важно иметь вещи, выдержавшие испытание временем, позволяющие нам ощущать радость от соприкосновения с традицией. Но всё-таки, шестьсот мастеров делающих почти одно и то же — это перебор.
Вот почему так интересно смотреть на работы Рюичи Какуредзаки (1950-). Его выставки всегда становятся большими событиями, их ждут, а новые работы мастера раскупаются за считанные часы. Перед днём открытия аукциона люди разбивают палаточные лагеря, записывая свой номер очереди в общей тетради, чтобы получить одну из его работ. Скорее всего, лет через сто его произведения будут называться «Хэйсэй Бидзэн» (период Хэйсэй 1989-2019), а не «Момояма Бидзэн», царящие безраздельно уже более четырёхсот лет.
© Великая керамика 27.11.2020
Источники: https://www.trocadero.com/stores/KyotoArt/items/1418542/Bizen-Tea-Bowl-by-Living-National-Treasure-Isezaki-Jun, https://www.bidsquare.com/online-auctions/skinner/ryuichi-kakurezaki-b-1950-bizen-tokkuri-294367, https://galleryjapan.com/locale/en_US/work/95126/, https://www.artifiant.com/isezaki-d5780