Skip to content

Великая керамика

Великая керамика: события мира керамики, история, производство, различные направления в искусстве керамики.

  • Главная
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Художники-керамисты
  • Бренды
  • Практика
  • Toggle search form
Кен Мацудзаки

Кен Мацудзаки

Posted on 11.02.202310.03.2023 By Мол Герин Комментариев к записи Кен Мацудзаки нет

Кен Мацудзаки (松崎健) родился в 1950 году в Токио. Он третий сын художника Сюки Мацудзаки, его отец был страстным коллекционером народного искусства, дом был наполнен предметами времён Эдо (1603-1868) и Мейдзи (1868-1912). С гончарным кругом Кен познакомился в шестилетнем возрасте, а когда учился во втором классе, осознал, что это станет его профессией, тогда же отец представил сына своему хорошему знакомому Тацузо Симаоке (1919-2007). В 16 лет Мацудзаки уже обучал гончарному делу второклассников в своей школе. Затем он занялся и собственным образованием. В 1972 году, после окончания Колледжа искусств при Университете Тамагавы, Кен отправился в деревню гончаров Машико (префектура Точиги), где к тому времени плотно обосновались последователи движения Мингеи (яп.民衆的な工芸 — народное творчество) во главе с Сёдзи Хамадой (1894–1978). Мацудзаки стал подмастерьем Тацузо Симаоки, уже имевшего статус «волшебника». Симаока был лучшим учеником Хамады. В 1996 году, как и Хамада до него, он станет «Живым национальным сокровищем».

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза йохен-сино | photo from www.yuushin-gama.com

Мацудзаки провёл в мастерской Симаоки три года, он не только перенял у своего учителя множество навыков, но и стал разделять его взгляды. Один из самых одарённых выпускников мастерской Симаоки следующие два года Мацудзаки останется под её крышей, чтобы заняться развитием своего собственного стиля. Он разрабатывает новые мотивы и палитру глазурей, которые будет использовать следующие полтора десятка лет, прежде чем утвердится тот фирменный стиль Кена Мацудзаки, с которым его имя ассоциируется сегодня (важно! в настоящем материале все представленные работы не старше пятнадцати лет).     

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза йохен-естественная ясеневая глазурь | photo from www.yuushin-gama.com     

В 1977 году Мацудзаки находит участок земли в Машико неподалёку от мастерской Симаоки и начинает строить свою первую печь для обжига. Эта печь получила название Юшин Гама (勇心ガマ). Проникшийся идеями мингеи, разделяющий мнение своего учителя, что к произведениям, созданным руками простых мастеров нужно относиться как к предметам искусства, Мацудзаки взялся за производство «народной» керамики.

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза орибэ | photo from www.yuushin-gama.com

Япония – страна с богатейшими гончарными традициями. Здесь есть своя древняя неглазурованная керамика дровяного обжига, подобная Сигараки (яп.信楽焼, сигараки-яки) и Бидзэн (яп. 備前焼, бидзэн-яки), весьма почитаемая; яркая вызывающая трепет церемониальная посуда региона Мино; тонкий фарфор Ариты; ослепительное разнообразие киотских изделий и ещё множество комбинаций форм и глазурей, сведённых в сотни стилей, ставших смыслом жизни для миллионов гончаров и ценителей. И это не считая авторской (студийной) керамики: художники выходят за рамки традиций, совершают открытия в искусстве, толкают его в будущее. Кен Мацудзаки – керамист с мировым именем, хорошо известный в Японии и на Западе, коллекционируемый, его работы есть и в Метрополитен-музее, и в Виктории и Альберта.

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, чайная чаша сино | photo from www.yuushin-gama.com

Сегодня невозможно зайти на YouTube и не наткнуться на очередной фильм о творчестве этого мастера (коли вы заинтересовались японским дровяным обжигом), каналы Бостонской галереи Pucker (Массачусетс, США) и Аппингемской Goldmark (Ратленд, Великобритания) наперебой раскручивают Мацудзаки. А фильм «Elemental», снятый в 2008 году при участии той же Голдмарк, стал настоящим бестселлером (болеющим японской керамикой смотреть немедленно!). «Погружение» происходит в несколько этапов. Начинается всё с прибытия раритетного паровоза на станцию Машико [есть в этом что-то сакральное, мы будто перемещаемся вместе со съёмочной группой назад во времени, отличная режиссёрская находка], затем показывают, как команда хорошо экипированных японцев управляется с Юшин-Гамой, с которой, судя по всему, шутки то плохи [ревёт, клокочет, поглощает топливо разных видов, извергает огонь из всех отверстий как мифическое чудовище]. В кадре постоянно появляется Фил Роджерс (1951-2020), британец, друг и коллега Мацудзаки, который шёпотом, словно боясь навлечь немилость бога огня, комментирует весь процесс. Кульминация – вскрытие печи, вот уж воистину священное действо! Бережно извлекаются ещё горячие предметы зáлитые сино-глазурью, один экстравагантнее другого, поражает ничтожный процент брака (подтасовка не исключена). В итоге все эти сокровища в нарядных коробочках отправляются в Аппингем, на выставку-продажу [на полочках они выглядят ещё краше]. Пожилые британки с азартом ставят галочки в списке лотов, бронируя себе токкýри или вазочку с клеймом Мацудзаки. Цикл завершён: великие традиции — мощное искусство — отличный мастер — справедливое вознаграждение!  

Теперь по поводу работ мастера. Эстетически, что за вопрос? …они бесподобны. Культурно и технологически эти творения уходят корнями вглубь японской истории. Так, или почти так обжигали керамику в эпоху Момояма (1568-1603), ставшую переходным временем для многих старых центров (Сэто, Сигараки, Токонамэ и прочих связанных с производством якисимэ (ヤキシメは) – неглазурованной посуды) и ознаменованную появлением новых (Мино, Хаги, Карацу – сделавших упор на яркое украшение и создание необычных форм). Произведения Кена Мацудзаки — пропитаны духом Японии, некоторые являются копиями предметов конца XVI века: взгляните на его сино, ки-сэто тявáны (茶碗) или покрытые орибэ-глазурью токкýри (徳利) – настоящие представители вышеупомянутых стилей. Печь мастера Юшин-Гама, имеющая черты и Анагамы (яп. 窖窯 — пещера-печь) и Ноборигамы (яп. 登り窯 — подъёмная печь), позволяет обжигать (причём одновременно) и мино-керамику (сино, орибэ, ки-сэто) и якисимэ (покрытую древнейшей из глазурей — хаи, естественной). Эту печь топят целую неделю, разогревают до 1200 °C и выше, в это время из отдельной её камеры можно вытащить и охладить в опилках или воде предметы технологически близкие к раку, остальные же будут ждать «вскрытия», остывать не менее десяти дней.      

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, чайная чаша Ки-сэто | photo from www.yuushin-gama.com

Непросто у Мацудзаки сложились отношения с «древней» керамикой, он не создаёт работы в стилях родственных бидзэн, хотя многие его вазы формой, текстурой, декором копируют вездесущий «авангард» периода Момояма, но при этом не позиционируются мастером как «нечто в стиле бидзэн». На этот счёт в японской гончарной терминологии существует специальный термин — Йохе́н (ようへん), что переводится как «случайная окраска», сам же Мацудзаки предпочитает понимать его как «предметы изменённые огнём, облизанные пламенем». Концепция позволяет экспериментирующим мастерам лихо «скрещивать» формы и (или) глазури разных регионов и эпох в угоду художественному замыслу. Среди творений Мацудзаки попадаются как «аутентичные» изделия сино (яп.志野焼, Сино-яки) или ки-сэто (яп.古 瀬 戸焼, Ки-сэто-яки), так и гибриды, то есть йохен, например, йохен-сино, йохен-ясеневая глазурь. Насчёт последней, довольно представительный раздел в творчестве Мацудзаки — обликом, чаще это вазы, изделия (обожжённые на ясеневых дровах) — ну вылитый Танба (яп. 丹波焼き, Танба-яки) или Бидзэн, да в общем по своей конституции и технологически, попадись они у другого мастера и были бы таковыми, однако тут Мацудзаки включает концепцию «йохен» и все вопросы снимаются, чтоб коллеги, поколениями использующие «только ту» глину и «только то самое» топливо не уличили его в искажении понятий. Как говорится – «стремись в будущее, но не шути с традицией». Становятся ли от этого произведения мастера неполноценными? …абсолютно нет! Кен Мацудзаки талантливейший компилятор и изобретатель, современный художник-авангардист, ведущий тихий образ жизни традиционного мастера. Он весьма скромен и не любит полемизировать, предпочитает, чтобы за него говорили его работы.

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза йохен-естественная ясеневая глазурь | photo from www.yuushin-gama.com

Работы Мацудзаки выставлены по всему миру, вошли в постоянные коллекции Музея азиатского искусства (Сан-Франциско), Художественного института Чикаго, Кливлендского художественного музея, Художественного музея Харна (Гейнсвилл, Флорида), Галереи Школы Холдернесса (Холдернесс, Нью-Гэмпшир), Музея Израиля (Иерусалим), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Музея изящных искусств (Бостон), Музея Пибоди (Салем, Массачусетс), Художественного музея Филадельфии, Художественного музея Саклера (Кембридж), Музея японского искусства Тикотин (Хайфа, Израиль), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Художественного музея Уильямс-колледжа (Уильямстаун, Массачусетс), Музея искусств префектуры Точиги (Точиги, Япония),  Музея керамического искусства Машико (префектура Точиги, Япония) и многих других.

Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза орибэ | photo from www.incollect.com
Кен Мацудзаки
Работы Кена Мацудзаки, ваза йохен-соляная глазурь | photo from www.yuushin-gama.com
Кен Мацудзаки
photo from www.yuushin-gama.com

© Великая керамика  11.02.2023

gc

Азия, Художники-керамисты Tags:Азия, Анагама 窖窯, Великие мастера, Ки-сэто 黄瀬戸焼, Мингеи 民衆的な工芸, Мино, Ноборигама 登り窯, Орибэ 織部焼, Сино 志野焼, Современные авторы, Стили Японии, Топ, Художники-керамисты, Якисимэ ヤキシメは, Японцы

Навигация по записям

Previous Post: Китайская керамика. История (часть I, период до н.э.)
Next Post: Ханне Хойх

More Related Articles

Катарина Сегейра Современные керамисты Бразилии. Катарина Сегейра Художники-керамисты
Джим Мэлоун Джим Мэлоун Европа
юки хаяма Юки Хаяма Азия
Берндт Фриберг Берндт Фриберг (1899-1981) Европа
Кейсуке Окадзаки Кейсуке Окадзаки Азия
Франсуаза Дюфаяр Франсуаза Дюфаяр Европа

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Метки

Авангард (6) Австралийцы (37) Азия (265) Ака-э (1) Алжир (2) Американцы (48) Анагама 窖窯 (19) Ар-нуво (1) Аргентина (1) Арита (9) Африка (17) Ацтеки (1) Бан-чанг (1) Баухаус (4) Бельгия (1) Бидзэн 備前焼 (21) Бицуги (1) Боливия (1) Бразильцы (4) Бренды (19) Британцы (83) Великие мастера (81) Венгры (1) Венесуэла (1) Гана (1) Гоа (2) Голландия (1) Гонконг (1) Горибэ (1) Греки (5) Дамаскино (2) Датчане (10) Дзоган (1) Дзёмон (3) Диагита (1) Дизайн (10) Ебицуги (1) Европа (142) Египет (3) Живое Национальное Сокровище (15) Западный раку (6) Ига 伊賀焼 (11) Идо (1) Израиль (3) Индия (21) Индонезия (2) Интерьер (2) Иран (5) Ирландцы (3) Испанцы (2) История (77) Итальянцы (8) Кабилы (2) Канадцы (1) Карацу 唐津焼 (7) Касама 笠間焼 (3) Кения (1) Керамика мира (43) Ки-сэто 黄瀬戸焼 (10) Китай (6) Койсивара 小石原焼 (5) Конго (1) Корея (4) Кохики (4) Лаос (1) Либерия (1) Майолика (2) Мексика (4) Месоамерика (5) Мимбрес (1) Мингеи 民衆的な工芸 (12) Мино (16) Модерн (10) Набэсима (2) Немцы (6) Неолит (7) Нериаге (2) Нерикоми (1) Нигерия (4) Ноборигама 登り窯 (16) Норвегия (2) Обори-сома (1) Орибэ 織部焼 (9) Пакистан (1) Паракас (3) Перу (5) Португалия (1) Раку 楽焼 (2) Северная Африка (5) Сейхакудзи (6) Селадон (14) Сигараки 信楽焼 (6) Сино 志野焼 (17) Скульптура (82) События (2) Современный раку (2) Содейша 走泥社 (2) Сомецуке (5) Стили Японии (103) Судан (2) Сэтогуро 瀬戸黒焼 (5) Сэто 瀬戸焼 (6) Тайвань (1) Тайланд (1) Танба 丹波焼き (7) Терра сигиллата (2) Токонамэ 常滑焼 (1) Топ (102) Турция (2) Тэнмоку (11) Фарфор (72) Французы (12) Хаги 萩焼 (13) Хакудзи (1) Хидзенёсида (1) Хикадаши (1) Чили (4) Шведы (4) Швейцария (1) Шотландия (6) Шри-Ланка (1) Этидзэн 越前焼 (7) ЮАР (2) Южная Америка (17) Юсай (1) Якисимэ ヤキシメは (17) Японцы (213)
  • Австралия
  • Азия
  • Африка
  • Бренды
  • Европа
  • История керамики
  • Керамика мира
  • Мастер-классы
  • Практика
  • Северная Америка
  • События и выставки
  • Советы профессионалов
  • Художники-керамисты
  • Южная Америка

Copyright 2018-2024 Great Ceramics | Великая керамика: История ремесла, путь искусства

Powered by PressBook Blog WordPress theme