Кен Мацудзаки (松崎健) родился в 1950 году в Токио. Он третий сын художника Сюки Мацудзаки, его отец был страстным коллекционером народного искусства, дом был наполнен предметами времён Эдо (1603-1868) и Мейдзи (1868-1912). С гончарным кругом Кен познакомился в шестилетнем возрасте, а когда учился во втором классе, осознал, что это станет его профессией, тогда же отец представил сына своему хорошему знакомому Тацузо Симаоке (1919-2007). В 16 лет Мацудзаки уже обучал гончарному делу второклассников в своей школе. Затем он занялся и собственным образованием. В 1972 году, после окончания Колледжа искусств при Университете Тамагавы, Кен отправился в деревню гончаров Машико (префектура Точиги), где к тому времени плотно обосновались последователи движения Мингеи (яп.民衆的な工芸 — народное творчество) во главе с Сёдзи Хамадой (1894–1978). Мацудзаки стал подмастерьем Тацузо Симаоки, уже имевшего статус «волшебника». Симаока был лучшим учеником Хамады. В 1996 году, как и Хамада до него, он станет «Живым национальным сокровищем».
Мацудзаки провёл в мастерской Симаоки три года, он не только перенял у своего учителя множество навыков, но и стал разделять его взгляды. Один из самых одарённых выпускников мастерской Симаоки следующие два года Мацудзаки останется под её крышей, чтобы заняться развитием своего собственного стиля. Он разрабатывает новые мотивы и палитру глазурей, которые будет использовать следующие полтора десятка лет, прежде чем утвердится тот фирменный стиль Кена Мацудзаки, с которым его имя ассоциируется сегодня (важно! в настоящем материале все представленные работы не старше пятнадцати лет).
В 1977 году Мацудзаки находит участок земли в Машико неподалёку от мастерской Симаоки и начинает строить свою первую печь для обжига. Эта печь получила название Юшин Гама (勇心ガマ). Проникшийся идеями мингеи, разделяющий мнение своего учителя, что к произведениям, созданным руками простых мастеров нужно относиться как к предметам искусства, Мацудзаки взялся за производство «народной» керамики.
Япония – страна с богатейшими гончарными традициями. Здесь есть своя древняя неглазурованная керамика дровяного обжига, подобная Сигараки (яп.信楽焼, сигараки-яки) и Бидзэн (яп. 備前焼, бидзэн-яки), весьма почитаемая; яркая вызывающая трепет церемониальная посуда региона Мино; тонкий фарфор Ариты; ослепительное разнообразие киотских изделий и ещё множество комбинаций форм и глазурей, сведённых в сотни стилей, ставших смыслом жизни для миллионов гончаров и ценителей. И это не считая авторской (студийной) керамики: художники выходят за рамки традиций, совершают открытия в искусстве, толкают его в будущее. Кен Мацудзаки – керамист с мировым именем, хорошо известный в Японии и на Западе, коллекционируемый, его работы есть и в Метрополитен-музее, и в Виктории и Альберта.
Сегодня невозможно зайти на YouTube и не наткнуться на очередной фильм о творчестве этого мастера (коли вы заинтересовались японским дровяным обжигом), каналы Бостонской галереи Pucker (Массачусетс, США) и Аппингемской Goldmark (Ратленд, Великобритания) наперебой раскручивают Мацудзаки. А фильм «Elemental», снятый в 2008 году при участии той же Голдмарк, стал настоящим бестселлером (болеющим японской керамикой смотреть немедленно!). «Погружение» происходит в несколько этапов. Начинается всё с прибытия раритетного паровоза на станцию Машико [есть в этом что-то сакральное, мы будто перемещаемся вместе со съёмочной группой назад во времени, отличная режиссёрская находка], затем показывают, как команда хорошо экипированных японцев управляется с Юшин-Гамой, с которой, судя по всему, шутки то плохи [ревёт, клокочет, поглощает топливо разных видов, извергает огонь из всех отверстий как мифическое чудовище]. В кадре постоянно появляется Фил Роджерс (1951-2020), британец, друг и коллега Мацудзаки, который шёпотом, словно боясь навлечь немилость бога огня, комментирует весь процесс. Кульминация – вскрытие печи, вот уж воистину священное действо! Бережно извлекаются ещё горячие предметы зáлитые сино-глазурью, один экстравагантнее другого, поражает ничтожный процент брака (подтасовка не исключена). В итоге все эти сокровища в нарядных коробочках отправляются в Аппингем, на выставку-продажу [на полочках они выглядят ещё краше]. Пожилые британки с азартом ставят галочки в списке лотов, бронируя себе токкýри или вазочку с клеймом Мацудзаки. Цикл завершён: великие традиции — мощное искусство — отличный мастер — справедливое вознаграждение!
Теперь по поводу работ мастера. Эстетически, что за вопрос? …они бесподобны. Культурно и технологически эти творения уходят корнями вглубь японской истории. Так, или почти так обжигали керамику в эпоху Момояма (1568-1603), ставшую переходным временем для многих старых центров (Сэто, Сигараки, Токонамэ и прочих связанных с производством якисимэ (ヤキシメは) – неглазурованной посуды) и ознаменованную появлением новых (Мино, Хаги, Карацу – сделавших упор на яркое украшение и создание необычных форм). Произведения Кена Мацудзаки — пропитаны духом Японии, некоторые являются копиями предметов конца XVI века: взгляните на его сино, ки-сэто тявáны (茶碗) или покрытые орибэ-глазурью токкýри (徳利) – настоящие представители вышеупомянутых стилей. Печь мастера Юшин-Гама, имеющая черты и Анагамы (яп. 窖窯 — пещера-печь) и Ноборигамы (яп. 登り窯 — подъёмная печь), позволяет обжигать (причём одновременно) и мино-керамику (сино, орибэ, ки-сэто) и якисимэ (покрытую древнейшей из глазурей — хаи, естественной). Эту печь топят целую неделю, разогревают до 1200 °C и выше, в это время из отдельной её камеры можно вытащить и охладить в опилках или воде предметы технологически близкие к раку, остальные же будут ждать «вскрытия», остывать не менее десяти дней.
Непросто у Мацудзаки сложились отношения с «древней» керамикой, он не создаёт работы в стилях родственных бидзэн, хотя многие его вазы формой, текстурой, декором копируют вездесущий «авангард» периода Момояма, но при этом не позиционируются мастером как «нечто в стиле бидзэн». На этот счёт в японской гончарной терминологии существует специальный термин — Йохе́н (ようへん), что переводится как «случайная окраска», сам же Мацудзаки предпочитает понимать его как «предметы изменённые огнём, облизанные пламенем». Концепция позволяет экспериментирующим мастерам лихо «скрещивать» формы и (или) глазури разных регионов и эпох в угоду художественному замыслу. Среди творений Мацудзаки попадаются как «аутентичные» изделия сино (яп.志野焼, Сино-яки) или ки-сэто (яп.古 瀬 戸焼, Ки-сэто-яки), так и гибриды, то есть йохен, например, йохен-сино, йохен-ясеневая глазурь. Насчёт последней, довольно представительный раздел в творчестве Мацудзаки — обликом, чаще это вазы, изделия (обожжённые на ясеневых дровах) — ну вылитый Танба (яп. 丹波焼き, Танба-яки) или Бидзэн, да в общем по своей конституции и технологически, попадись они у другого мастера и были бы таковыми, однако тут Мацудзаки включает концепцию «йохен» и все вопросы снимаются, чтоб коллеги, поколениями использующие «только ту» глину и «только то самое» топливо не уличили его в искажении понятий. Как говорится – «стремись в будущее, но не шути с традицией». Становятся ли от этого произведения мастера неполноценными? …абсолютно нет! Кен Мацудзаки талантливейший компилятор и изобретатель, современный художник-авангардист, ведущий тихий образ жизни традиционного мастера. Он весьма скромен и не любит полемизировать, предпочитает, чтобы за него говорили его работы.
Работы Мацудзаки выставлены по всему миру, вошли в постоянные коллекции Музея азиатского искусства (Сан-Франциско), Художественного института Чикаго, Кливлендского художественного музея, Художественного музея Харна (Гейнсвилл, Флорида), Галереи Школы Холдернесса (Холдернесс, Нью-Гэмпшир), Музея Израиля (Иерусалим), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Музея изящных искусств (Бостон), Музея Пибоди (Салем, Массачусетс), Художественного музея Филадельфии, Художественного музея Саклера (Кембридж), Музея японского искусства Тикотин (Хайфа, Израиль), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Художественного музея Уильямс-колледжа (Уильямстаун, Массачусетс), Музея искусств префектуры Точиги (Точиги, Япония), Музея керамического искусства Машико (префектура Точиги, Япония) и многих других.
© Великая керамика 11.02.2023
gc