Линн Дурья изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и не планировала связывать свою жизнь с глиной. После посещения семинаров в школе ремёсел Haystack она оставила программу выпускников и в течение следующих 25 лет работала, прежде всего, как гончар, создавая красочные декоративные горшки на заказ. К концу 1990-х годов желание делать функциональную керамику начало ослабевать. Рост возможностей использования глины обернулся для Линн мощным желанием заново найти себя. В возрасте 52 лет она поступила на факультет керамики в Университет Флориды, горшки и тарелки ушли в прошлое ради абстрактных скульптур. Необычные конфигурации геометрических форм стали доминировать в её работах. Получив степень магистра изобразительных искусств Университета Флориды она переехала на остров Дир (штат Мэн) и создала собственную мастерскую.
То, что делает Линн Дурья с глиной довольно необычно. Формы её сосудов похожи на архитектурные и механические элементы городской индустрии, как фрагменты промышленных объектов, утративших свои функции и выступающих в роли загадочных аллегорических персонажей наводящих на воспоминания о далеком прошлом. Хотя некоторые её работы могут напоминать гниющие следы промышленной эпохи, они не иллюстрируют и не описывают конкретный объект или место, лишь заполняют пробелы между встречами, которые с течением временем формировали багаж её сознательной и бессознательной жизни.
С 1977 года Линн собирала коллекцию из тысяч фотографий, отснятых на юго-западе США и вдоль дорог к нему. Это обширный каталог мест и форм, которые вызывают глубокий резонанс. Она увлеклась фотографированием старых гниющих зданий с отслоившейся краской и ржавчиной, часто стоящих отдельно в засушливых и малонаселённых местах. В её ландшафтах нет людей, следы пребывания человека переданы тем, что он оставил после себя: брошенные дорожные знаки, потёртые фасады зданий, старые рябые дороги — остатки цивилизации видевшей лучшие дни. Ощущения от вида подобных структур лучше всего передали в своём творчестве известные американские фотографы Бернд и Хилла Бехер. Их фотографии хорошо документируют типологию водонапорных башен, элеваторов, нефтеперерабатывающих заводов и другие промышленные объекты пришедшие в упадок.
Хилла и Бернд встретилась с Линн когда та была уже пожилым аспирантом, они подтвердили обоснованность её желания создавать абстрактные скульптурные формы. Для этого им достаточно было просто посмотреть на фотографии, которые она снимала. Линн одержима созданием объектов подобного типа, она укладывает глину как сталь на своих скульптурах, поверхности её современных работ выглядят как стены ангаров, когда-то увиденных ею.
— «Я не всегда сознательно думаю об этих образах, они смогли быть записаны, потому что я нашла их убедительными, и поскольку моя работа созрела связь между тем, что я делаю сегодня и тем, на что я смотрела на протяжении многих лет становится все более очевидной».
При взгляде издалека эти скульптуры слишком просты, они кажутся не реализовавшимися. Обратив на них более пристальное внимание, мы почувствуем скрытую в них историю трансформации, следы систематических ухудшений — кажется, что их поверхность претерпела нескольких этапов изнашивания, расслоения, удаления целых слоёв, прошла процессы эрозии и выветривания.
Исследуя под разными углами геометрические нюансы, мы замечаем скрытое богатство простых и знакомых форм, в которых произошли тонкие, но достаточные сдвиги для обретения этими объектами новых состояний. Когда смотришь на них, видишь одновременно и целое, и части. Затем, сделав ещё один «обход», пытаешься выяснить метод сборки — но, не всматриваясь в зоны стыковки, а заставляя себя понять — как одна реальность переходит в другую.
Линн создаёт свои скульптуры следующим образом: сперва она делает выкройку из плотной бумаги, эти формы-основы затем служат каркасом для листов глины, которая будет добавлена позже (она специально подготавливает глиняную смесь и раскатывает её на заготовки наподобие теста для песочного печенья — чтобы «коржи» не разорвались она использует тонкую папиросную бумагу дающую необходимую эластичность), полученные пластины выкладываются на текстурную ткань натянутую на деревянный каркас, система регулирует положение полотна позволяя создавать изделия различных форм. Так глина высыхает. Полученные трёхмерные фигуры перед обжигом сшиваются при помощи сырой глины, иногда используется проволочный каркас. Сборка это самая сложная часть работы. Поверхность текстурируется путём многократного изнашивания слоёв, каждый из них добавляет свой отпечаток, проблемные цвета подчеркивают патину возраста.
Скульптуры Линн напоминают архитектурные элементы или орудия труда, но не ссылаются на какой-то объект слишком конкретно, надеясь вызвать ассоциации с повседневной жизнью, приглашая зрителей созерцать не формы, служащие практической функции, а смысл.
В настоящее время Линн Дурья профессор искусств в Апалачском университете в Северной Каролине. Керамка Линн представлена в многочисленных публикациях, в том числе в «Discovery» и журнале «Ceramics Monthly». Её творчество широко экспонировалось на персональных выставках во многих галереях страны. Работы Линн находятся в постоянной коллекции музея «Fule International Ceramic Art», Ктиай. Она стала лауреатом премии «Master Craft Award» в 2012 и была первым художником получившим награду «Women’s Achievement Award» в Портленде, штат Мэн.
Ⓒ Великая керамика 09.10.2021
Источники: https://islandadvantages.com/news/2018/dec/19/at-71-deer-isle-artist-reflects-on-48-year-journey/#.YWE_RW9ByUk, http://www.tate.org.uk/research/publications/tate-papers/01/photographic-comportment-of-bernd-and-hilla-becher, https://www.sawyerstreetstudios.com/owners/lynn-duryea/, http://www.lynnduryea.com/about/biography/, https://www.artsy.net/artist/lynn-duryea/