Ян Годфри (1942–1992) обладал богатым воображением и был виртуозным гончаром, сыгравшим ведущую роль в «скульптурных сдвигах» британской керамики 1960-х и 1970-х годов. Он обучался в одном из самых прогрессивных Колледжей искусств — Камбервелле, на факультете живописи, впоследствии совмещал это с гончарным делом, и уже тогда стал делать очень оригинальные сосуды.

Они были обильно украшены изображениями мифических существ, птиц и животных. Эти картины, транслируемые его воображением, обычно вырезались перочинным ножом, когда глина была уже твёрдой. Используемый набор сюжетов был весьма разнородным, Годфри восхищался искусством и ритуалами целого ряда древних цивилизаций, старался рассказать кое-что об их тайнах в своих собственных скульптурных работах.

Керамика Годфри создана для созерцания, она совершенно нефункциональна и довольно причудлива. Хотя этого автора теперь редко упоминают, но использование перфорации, животных мотивов и кинетических деталей делает его работы мгновенно узнаваемыми. Годфри разработал очень характерный стиль, вдохновляясь скульптурами увиденными в музеях. Он снова и снова возвращался к прямоугольным коробкам с крышками, в которые он помещал крошечных существ в качестве украшений.

Хотя вклад Годфри в искусство остаётся в значительной степени непризнанным, ситуация постепенно меняется. Его керамика важна, потому что она помогает находить более прогрессивный подход в обращении с глиной, за это взялись многие художники ещё в 1960-х. Годфри отказался от работы на гончарном круге в пользу ручного конструирования и использовал перочинный нож для создания узоров.

Художник жил и работал в Лондоне бо́льшую часть своей жизни, он занимался не только созданием собственных произведений, но и преподавал, в том же Камбервелле. После получения престижной Золотой медали на фестивале в Фаэнце в 1975 году, он на какое-то время уехал в Данию, погрузившись в её древнюю историю, любуясь археологическими находками в местных музеях. По возвращении в Британию Годфри продолжил заниматься керамикой. Его поздние работы были в целом более простыми, но всё же продолжали напоминать ритуальные объекты исполненные юмора и пафоса.

© Великая керамика 21.12.2020
Литература: https://www.arts.ac.uk/students/library-services/special-collections-and-archives/stories/collections-in-focus-for-lgbtq-history-month-ian-godfrey/, https://www.oxfordceramics.com/artists/123-ian-godfrey/overview/