Тадаси Ито родился в 1952 году в Камаиси, рыбацкой деревне в районе Тохоку на севере острова Хонсю. Это место находится вдали от крупных мегаполисов центральной Японии и окружено живописными горами, покрытыми густым кедровым лесом. Береговая линия здесь очень красивая, с песчаными пляжами и необычными скальными образованиями. Природа этого тихоокеанского берега во все времена служила источником вдохновения для японских художников.
Тадаси Ито изучал геологию в университете, но не получал удовлетворения от учёбы. В 24 года он отправился в Индию в поисках смысла жизни. Однажды жарким днём, путешествуя по плато Декан, он отдыхал в тени храма и заметил молодую девушку в сари, работающую в поле. Она погоняла корову, которая крутила тяжёлое водяное колесо. Колесо вращалось вокруг своей оси, это продолжалось целую вечность. Но время от времени девушка наклонялась и поднимала дикий цветок, любуясь им так, будто бы она нашла самое прекрасное сокровище. В тот момент Ито понял, чего хочет от жизни. Отныне он не будет бездумно тратить её, просто работая и потребляя. Он решил, что проживёт каждое мгновение внимая невероятной красоте этого мира. Он понял, что станет художником.
В 1979 году Тадаси попытался приобщиться к керамике в Машико, гончарном центре, где жил и работал Сёдзи Хамада (1894–1978), один из основателей движения Мингеи (яп.民衆的な工芸 народное творчество).
Однако Ито не заинтересовался идеями Мингеи, ему не хотелось проводить всю свою жизнь бесконечно воспроизводя предметы деревенской посуды.
Как творческий человек, он не был в восторге от повторения того, что уже было сделано, одинаковых блюд и ваз, какими бы красивыми они ни были. Его вдохновили новаторские работы другого гения Машико, покойного Сёдзи Камоды (1933–1983). В отличие от Хамады, который приложил много усилий для тиражирования посуды «Неизвестного мастера», Камода стремился к инновациям и осваивал неизведанные территории.
В 1985 году Ито вернулся в Тохоку, где Камода, кстати, провёл последние годы своей жизни. Тадаси построил печь обосновавшись в древнем городе Тоно, имеющем свою богатую историю и фольклор. Помимо прекрасной местной глины и воды, Ито получил удовлетворение от уединения и обрёл гармонию, освободившись от влияния «культа потребления». Это, наконец, позволило ему найти собственное художественное видение. Десять лет спустя Ито и его жена восстановили 300-летний традиционный фермерский дом в соседнем городе. Он организовал там свою мастерскую и сделал новую печь продолжая создавать самые оригинальные произведения, которые можно найти в современной японской керамике.
На то как «видит» Ито сильно влияют формы встречаемые им в природе. Одно из его любимых занятий — прогулки по пляжу в поисках ракушек выброшенных приливом. Тадаси очаровывают их изящные линии и цвет. Когда он заглядывает внутрь некоторых раковин, ему кажется, что он видит скрытые секреты вселенной, квинтэссенцию жизни. Работы художника – это воплощение мгновений от встреч с волшебством природы.
Тадаси Ито использует серую глину из Иватэ, перед обжигом он покрывает свою керамику слоем другой глины, белой, которую потом соскабливает. Его произведения – это не только абстрактные скульптуры, но и функциональные сосуды, некоторые работы имеют покрытие напоминающее патинированный металл, этот эффект достигается за счёт многократного обжига. Ито восхищается посудой Ричарда Ланга, современного британского художника и черпает вдохновение в древней японской керамике периода Дзёмон.
© Великая керамика 17.01.2021
Источники: http://www.touchingstone.com/ShowAug07.htm, https://www.mirviss.com/artists/ito-tadashi/, http://paperweightblog.blogspot.com/2011/05/tadashi-ito-workspace.html