Ёшитака Хасу родился в Сасебо, префектура Нагасаки, в 1949 году. Он получил инженерное образование и не был связан с керамикой до встречи со своим учителем Сиро Банурой (1941-2001) в 1975 году. Банура находился под влиянием выдающегося художника и философа Росандзина Китаодзи (1883-1959), сказавшего, что — «если одежда делает человека, то посуда делает еду». А сам Банура считал, что – «художник должен жить окружённый искусством, чтобы научиться создавать его». Ученичество Ёшитаки Хасу было довольно таки неортодоксальным. Он восхищался тем, как его наставник «применял искусство» в повседневной жизни. Ёшитака погрузился в творческую атмосферу, царящую в доме Бануры, построенном недалеко от города Ига (префектура Миэ), где учитель развлекал своих многочисленных гостей изысканной едой, подаваемой в красивой посуде ручной работы.
Прежде чем начать осваивать гончарное дело, какое-то время Хасу занимался уборкой по дому и в мастерской; готовил завтраки, обеды и ужины. Только после выполнения этих обязанностей, Ёшитака допускался к работе в студии, часто он находился там в полном одиночестве. Так прошло четыре года. Живя в подобном ритме, Ёшитака обрёл творческую свободу и смог разработать личный стиль, став одним из самых известных учеников Бануры. Он начал создавать керамику полностью отличающуюся от тонко выполненной киотской посуды, прославившей его именитого наставника.
К тому времени, когда Хасу закончил своё обучение в 1979 году, в Японии разразился экономический кризис и «роскошному времяпрепровождению» Сиро Бануры пришёл конец, его мастерскую ждал упадок. Но Хасу остался в Иге и вскоре построил собственную дровяную печь. Историческая область Ига, родина керамического стиля ига (яп. 伊賀焼, ига-яки) — это один из древнейших в Японии центров гончарного производства, с традициями уходящими вглубь веков.
Посуда ига очень похожа на посуду сигараки (яп.信楽焼, сигараки-яки), производимую в соседнем районе Сига, она покрыта характерной (естественной) глазурью. Эта стеклообразная глазурь образуется благодаря многодневному дровяному обжигу, изделия помещаются в печь только один раз. Сосуд украшают рельефным узором, приятную на ощупь шероховатую поверхность покрывают отпечатки морских ракушек и коричневые подпалины, также существует и множество других декоративных эффектов. В период Момояма (1568-1603) изделия Ига считались одними из самых подобающих сосудов для чайной церемонии. Однако сегодня в традиции ига работает лишь нескольких десятков гончаров, и ещё меньше занимается созданием неутилитарных предметов.
Хасу привлекла тонкая красота обожжённой на дровах глиняной посуды Ига, но ему хотелось достичь большей свободы в том, что касается формы. Он начал экспериментировать, применяя современные методы, тут пригодилось и его инженерное образование. Он собирал глину на местных участках, использовал образцы с различным содержанием железа, термостойкостью, отбирал наиболее подходящие и складывал их под одеялом из соломы, приступая к обработке лишь через несколько лет.
За свою долгую жизнь в этом ремесле Ёшитака Хасу создал одни из самых оригинальных произведений, основанных на традиции Ига. Его керамика очень скульптурная, он использует технику, называемую куринуки – изделие создаётся из нескольких деталей (плит). Хасу удаляет всё лишнее, чтобы сделать акцент на самых сильных линиях, уникальных для каждого предмета. Его работы мощные, искренние и динамичные. Ещё одна отличительная черта произведений Хасу — особое украшение, когда ручейки натуральной глазури стекают по глиняному телу, усеянному пятнами глазури содержащей оксид железа. Для достижения этого эффекта требуется много терпения и глубокое знание материалов.
Несмотря на разницу в стилях, работы Ёшитаки Хасу нельзя назвать противоречащими взглядам и мировоззрению его наставника. Одна из любимых форм Хасу — тобако (яп.とうばこ — шкатулка, контейнер), этот предмет воплощает идею «жизни в окружении искусства». Каждый из тобако Хасу превратился в уникальное произведение, выполняющее роль сервировочного контейнера. Японцы наслаждаются искусством задействуя все свои органы чувств. Сегодня один модный токийский ресторан угощает своих гостей, подавая определённые блюда в тобако отмеченных клеймом Ёшитаки Хасу. Представьте себе удовольствие, получаемое от прекрасной еды, дополненное радостью от соприкосновения с искусством! Возможно тобако, больше, чем любой другой керамический сосуд, созданный Хасу, отражает философию Сиро Бануры и дух его дома погрузившегося в тишину.
© Великая керамика 19.06.2022
gc