Говорят, чтобы делать хорошие чаши, требуется спокойствие и ясность ума. У Сюкаи Кагами (1941-2009), безусловно, всё это было. Мастер родился в Мино в семье священника-буддиста и получил образование в буддийском колледже в Токио. Он не стал монахом, но будучи носителем этой культуры с почтением относился к чайной церемонии. Его страстью стало изготовление ритуальной посуды. После окончания школы Кагами отправился учиться на керамиста в Гифу. Два года спустя он начал работать помощником у гончара Кобеи Като и провёл в его мастерской три с половиной года. В 1969 году он построил собственную печь и начал независимую карьеру. Кагами спроектировал свою анагаму специально для обжига керамики сино и жёлтого сэто (ки-сэто).
Из четырёх традиционных глазурей (Сино, Орибэ, Ки-Сэто и Куро-Сэто), Ки-Сэто является самой сложной в освоении. Хороший ки-сэто тяван (чайная чаша) имеет несколько отличительных черт, Абура-аге-дэ (цвет жареного во фритюре тофу) — это густая матовая жёлтая глазурь дающая рельефную, шероховатую текстуру. Эта техника почиталась мастерами церемонии и коллекционерами чаш ещё в эпоху Момояма (1568-1603). «Танбан» — термин для обозначения зелёных «травяных» (медных) пятен на жёлтой поверхности. Эти танбан-пятна должны выглядеть максимально естественно. Также могут присутствовать «Коге» — коричневые подпалины, придающие уникальность отдельным предметам посуды.
Многие ки-сэто-гончары, в том числе известный мастер Токуро Като, пытались воспроизвести эффект абура-аге-дэ. Однако никому не удавалось получить предсказуемый результат до тех пор, пока Сюкаи Кагами не воссоздал эту древнюю технику после двадцати с лишним лет упорных экспериментов. По словам Кагами, ключ к получению аутентичной внешности жёлтого-сэто — это правильный обжиг, а он должен проводиться с использованием подходящих дров, это имеет первостепенное значение. Красота ки-сэто напрямую зависит от ясеня. До настоящего времени ни кто из керамистов не мог воспроизвести все нюансы абура-аге-дэ так, как это удавалось Сюкаи Кагами.
Кагами был не только гончаром, но и историком и археологом. Он раскапывал старые печи и собирал данные об истории керамики Мино по черепкам. Благодаря этим исследованиям он получил признание в научном мире. К несчастью для мира керамики и археологии Кагами погиб в автокатастрофе в 2009 году. Но ещё многие поколения гончаров будут благодарить Кагами за его великий вклад в сохранение традиции.
© Великая керамика 19.01.2021
Источники: http://www.jtco.or.jp/en/japanese—crafts/seto—ware/shukai—kagami/, http://www.capriolus.nl/en/japan—artists/kagami—shukai/