Легенда Америки Уоррен МакКензи покинул этот мир 31 декабря 2018 года в возрасте 94 лет. Его жизнь была богата событиями, а творчество самобытно и многогранно, он создал огромное количество произведений и выучил несколько поколений студентов. Уоррен МакКензи стал одним из самых успешных и влиятельных гончаров среди учеников Бернарда Лича. Прочитав «Книгу гончара» Лича в 1947 году, Уоррен и его жена Аликс отправились из США в Сент-Айвс, Англия. До этого Уоррен и Аликс учились на факультете керамики в Чикагском художественном институте, но чувствовали, что им чего-то не хватает.
Бернард Лич был тогда уже очень известным гончаром и почти на 40 лет старше. Он опирался как на английские ремесленные традиции, так и на японские, корейские и китайские. В то время в мастерской Лича вовсю кипела работа. Многие гончары мечтали о такой практике. Личу удалось привлечь свою философию для создания вполне осязаемых предметов искусства, это был целый образ жизни, ставший привлекательным для обоих МакКензи. После первого двухнедельного визита Лич одобрил начинания Маккензи и пригласил их вернуться в Сент-Айвс в следующем году. Уоррен и Аликс работали в гончарной Лича в течение двух с половиной лет начиная с 1949 года.
Нет сомнений, что этот опыт оказал большое влияние на творчество Уоррена и Аликс. Они не только учились делать горшки, но и проводили много времени с Бернардом Личем как человеком. Как заметил Уоррен, — «Лич жил и дышал керамикой, у него получалось быть одновременно человеком искусства, философом, ремесленником и даже предпринимателем». Лич стал настоящим героем декоративно-прикладного искусства, реализовавшим себя в творчестве. Уоррен и Аликс видели, что Лич, в основном, создаёт ассортимент недорогой домашней посуды, произведения искусства на продажу делались им довольно редко.
МакКензи никогда не хотел становиться цеховым гончаром, у него была жажда творчества, он стремился к развитию. Уоррен и Аликс стали делать простую и качественную посуду, глядя на которую можно увидеть душу автора. Встретив Бернарда Лича, Сёдзи Хамаду и Янаги Соэцу, МакКензи обрёл страсть к недорогой студийной керамике, предназначенной для живого использования.
Уоррен и Аликс вернулись в Штаты и создали собственную студию в Стиллуотере, штат Миннесота. Начало было трудным, но со временем у них сформировались хорошие отношения с клиентурой. Семья росла, и поскольку Аликс воспитывала детей, Уоррену пришлось брать учеников. Затем он нашёл постоянную работу в университете Миннесоты, где после преподавал целых 35 лет. К сожалению, Аликс скончалась от рака в возрасте 40 лет в 1962 году. Уоррен после её смерти упомянул в одном из интервью, что она была отличным гончаром и более умелым декоратором, она часто «спасала» некоторые из его заурядных горшков одним легким мазком кисти. Уоррен продолжал работать в Университете Миннесоты и вместе с Кёртисом Хоардом превратил его кафедру керамики в развитый и всемирно известный учебный центр.
Уоррен щедро делился знаниями и вдохновлял своих учеников. Благодаря его влиянию и поддержке многие из них основали свои студии в Сент-Круа, Миннесота. Эта место часто упоминается как «Мингеи-сота» из-за любви Уоррена к идеям Мингеи, которые обращаются к японскому «народному творчеству». Помимо любви к Сёдзи Хамаде, Уоррена также вдохновил Янаги Соэцу, объявивший, что самые обычные горшки нужно спасать и почитать, и что «неизвестный гончар», о котором говорится в его книге «Неизвестные мастера», и есть самый великий художник, дарящий искусство обществу — удовлетворяющему свои самые простые бытовые потребности. Возможно, поэтому Уоррен долгие годы предпочитал не подписывать свои работы.
В 1984 году Уоррен женился на Нэнси Спайзтер. Она была опытным художником, вместе они держали студию и выставляли свои работы. Она умерла в возрасте 80 лет в 2014 году. Уоррен продолжал обжигать простые и красивые горшки до самого конца своей жизни. Ему пришлось закрыть свой небольшой выставочный зал, потому что люди скупали его работы по скромным ценам, а затем перепродавали их по гораздо более высоким. Это расстроило Уоррена, и он закончил тем, что продавал свои работы только в нескольких избранных галереях. Но мир уже определил, что его творчество гораздо ценнее, чем он когда-либо мог себе вообразить. Наследие МакКензи живёт благодаря его многочисленным ученикам. Произведения Уоррена можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. При жизни он был удостоен множества престижных наград.
© Великая керамика 26.05.2020
Источники: https://www.lacostekeane.com/artists/warren-mackenzie-1924-2018, https://www.warrenmackenziepottery.com/, https://www.baileypottery.com/blog/post/warren-mackenzie.html, https://www.presspubs.com/white_bear/news/america-loses-master-potter-warren-mackenzie/article, https://craftcouncil.org/magazine/article/open-door
Маккензи! Да! Наконец нашла! Спасибо!