В Лаосе хорошо развито производство глиняной посуды. Здесь существуют деревни, где живут мастера создающие керамику с применением вековых методов. В таких местах гончарное производство является основным источником дохода для семьи. Изделия из глины используются в качестве декоративных украшений, предметов религиозного культа, они также необходимы местным жителям в быту.
В глиняной посуде до сих пор хранят рис, воду, рыбу, алкогольные напитки, соль и специи. Сосуды для приготовления и подачи пищи могут быть сделаны из простой терракоты, обожжённой в открытых ямах, или представлять из себя более замысловатые полированные, красиво украшенные глазурованные изделия. На территории Лаоса изготовлением керамики традиционно занимались женщины, но всё изменилось и сегодня в процессе производства участвуют как женщины, так и мужчины.
История
Археологические раскопки проведённые во многих районах страны показывают, что лаосские гончары начали заниматься своим ремеслом уже много сотен лет назад. Печи для обжига, а также остатки глазурованной и неглазурованной керамики были обнаружены недалеко от Вьентьяна в Бан Пако и Бан Тао Хай «Деревне кувшинов». Артефакты датируемые концом периода Лан Ксанг (1354-1707): черепки из белой глины покрытые полупрозрачной зеленоватой глазурью, свидетельствуют о производстве высококачественного селадона. При раскопках, проведённых в 1991 году в окрестностях Бан Ксанг Хай, на окраине Луангпхабанга, были обнаружены остатки печей и фрагменты глазурованной керамики.
Легенды рассказывают о появлении в деревнях глиняной посуды. Одна из них гласит, что в Бан Чане, в трёх километрах от Луангпхабанга было обнаружено месторождение глины, тогда король Луангпхабанга приказал жителям сделать водопроводные трубы и большие кувшины для вина и воды для нужд Королевского дворца и храма. Вскоре обитатели деревни научились работать с глиной, это стало их основным занятием и главным источником дохода. Большие запасы глины до сих пор можно найти недалеко от деревни. Сегодня Бан Чан поставляет сувениры и декоративные украшения в великий город Луангпхабанг.
Практика
Помимо уже упомянутой Бан Чан, в провинции Аттапы есть другая гончарная деревня — Бан Тахин, где тоже сильны традиции. Тут по-прежнему используются древние технологии производства керамики, предназначенной как для местного потребления, так и для поставок на мировой рынок.
Лаосская деревенская керамика традиционно изготавливалась женщинами. Традиции гончарного дела передавались от матери к дочери, это происходило на протяжении веков. Многие династии мастеров имеют опыт длиной в несколько столетий.
Процесс производства
В Лаосе добывают разные виды глины. Часто именно от используемого материала зависит внешний вид неглазурованного горшка. У каждого центра производства есть свой собственный стиль, но технологии в общих чертах схожи. Создание керамики выполняется в несколько этапов, шаги следующие:
Добытую глину тщательно проверяют на наличие камней и других примесей. Затем она сушится на солнце, в зависимости от погоды это может занять до трёх или четырёх дней. Высушенная глина измельчается и отправляется на хранение или смешивается с водой и сразу же используется.
В прежние времена лаосские гончары не применяли гончарный круг для изготовления горшков и другой посуды. Глине всегда придавали форму только руками. Мастера выкладывали смесь слоями перемещаясь вокруг заготовки, так глина обретала желаемую форму. Однако теперь в гончарных деревнях всё чаще используется колесо.
Когда горшок вылеплен, его оставляют сушить в тени, иначе он может потрескаться. Затем его натирают гладким камнем, чтобы выровнять поверхность и придать ей дополнительный блеск. Сосуды не редко покрывают лаком, потом ставят прямо на солнце подготавливая к обжигу. Обжиг проводится в специальных ямных печах при температуре доходящей до 800 градусов Цельсия. Горшки кладут вместе и укрывают рисовой соломой, которую затем поджигают.
Изделия украшаются в соответствии с заказом или фантазией гончара. Горшки декорируют используя натуральные красители, такие как экстракт семян тамаринда. Предметы в печи довольно часто перекладывают в процессе обжига, помещая их рядом с различными природными материалами, которые соответствующим образом окрашивают их. Нередко горшки украшают узорами: цветочным орнаментом создаваемым вручную, отметками наносимыми с помощью листьев ротанга или старинных монет. Первоначально, мастера в каждой гончарной деревне имели свой особый подход и набор используемых мотивов, но в настоящее время эти различия почти стёрлись: сейчас им доступна любая технология, но дизайн, когда-то бывший визитной карточкой мастерской, по-прежнему служит хорошей рекламой.
Керамика
Сегодня лаосские гончары создают большой спектр изделий: горшки для цветов, неглазурованные кувшины долго сохраняющие воду прохладной, сосуды для хранения рыбы и домашнего вина, предметы декора, ритуальные фигурки, посуду для приготовления пищи и сервировки стола, а также керамическую плитку для полов и крыш. Вся продукция отправляется как на внутренний рынок, так и экспортируется за рубеж.
gc