— «Гончар – это необычная фигура в современном социальном заказе, «странное чудовище» работающие где-то на периферии общества».
Родом из Сан-Франциско, преподаватель университетов Индианы и Канзас-Сити Криста Ассад (1970-) известна как создатель чайников на основе дизайна промышленных объектов и зданий. Выросшая в Питтсбурге, она находилась под сильным впечатлением от умирающей индустрии «Стального города», вида заброшенных строек с символами граффити и другими признаками упадка, остатки которых могут стать археологическими артефактами при изучении эволюции человека.
Криста Ассад провела всю жизнь в путешествиях преследуя свои многочисленные страсти. Полученный опыт помог состояться её карьере. За последние 30 лет она изучила многие аспекты гончарного дела. Поиск собственного стиля вел её из Пенсильвании в Индиану, затем в Колорадо, Новую Шотландию, Китай, Грецию и Израиль. В 2007 году она покинула Институт искусств Канзас-Сити, где преподавала, чтобы создать свою собственную студию в Беркли (Калифорния).

Начало
Благодаря своим достижениям в колледже она была отправлена из Пенсильвании в Европу по программе обучения от штата. Одним из её первых учителей был профессор Крис Сталей, считающийся одним из лучших гончаров в США. Он проявил интерес к её работе, побудив посвятить жизнь именно керамике.
Следующими сокровищами на её пути были такие учителя как Крис Уолтер и Дуг Кейсбеер пригласивший её провести девять месяцев в качестве резидента Центра искусств «Ранчо Андерсона» в Колорадо, после чего, по мнению Кристы, «точка невозврата» была пройдена. Затем она взяла свои первые оптовые заказы, сделав наборы керамики для местного ресторана, — «самым сложным, было назначить цену за свою работу» — вспоминает Криста, — «это было прекрасное время и место, чтобы примерить жизнь гончара оставаясь в благоприятной, дружелюбной среде художественного центра».

Два года спустя она поступила в аспирантуру Университета Индианы, в собственном городке которого находился прекрасный художественный музей. В это время она построила свою первую печь для обжига, участвовала в совместных проектах с другими керамистами и создала первую клиентскую сеть. В Университете Индианы её поощрили, сделав ассистентом нескольких учителей. Три года у неё была возможность преподавать на университетском уровне оставаясь студентом. Она руководила курсами по керамике и основам трёхмерного дизайна. Степень Криста получила в 29 лет.
Ещё одним важным событием стала её шестинедельная поездка в Китай, где обогатив себя новыми знаниями об истории и эволюции керамики Криста сильно поменяла взгляды, — «я тогда всерьёз задумалась о весе нашей корпоративной культуры и о «великолепии» нашего менталитета», — вспоминает она.
Творчество
Производство утилитарных предметов – одна из сторон Кристы, но «гончарная романтика» соблазняет мечтать. «Гончар – это необычная фигура в современном социальном заказе, «странное чудовище» работающие где то на периферии общества». Продолжительность рабочего цикла у Кристы – это месяц или два, когда создаётся серия горшков или набор посуды, долгие проекты, год и более, заставляют чувствовать её менее комфортно из-за ожидания результатов и частых «контрольно-пропускных пунктов» во время процесса. Её студийное оснащение очень просто: колесо, электрическая печь, столы, полки для посуды, инструменты и несколько сортов глины. Она прилагает все усилия, чтобы сделать своё рабочее место простым, не полагаясь на множество громоздких и дорогих специализированных машин и приспособлений.

Криста считает, что керамисты хорошо работают коммуной, обмениваясь оборудованием, материалами, а также идеями. Она объединила усилия с Мэри Кинан (Mary Keenan) и Рэй Данн (Rae Dunn), их общая преданность глине и служение керамическому сообществу создали импульс, сделавший их соседство по мастерской удивительно продуктивным для каждого.
«Я очень взволнована возможностью насладиться общим пространством с такими художниками как Рэй Данн и Мэри Кинан. Больше всего в студии я ценю хорошую энергию. Это звучит в духе Калифорнийских хиппи, но из опыта знаю — химия между товарищами по студии может быть невероятной, что, безусловно, влияет на производительность».
Тем не менее, Криста старается не ассимилировать творчество других художников, вместо этого вдохновляясь промышленным дизайном и архитектурой, с готовностью воспринимая советы профессионалов.
«Самая сложная задача для гончара — это назначаемая цена, которой эта работа и потраченное время действительно заслуживают. Люди, похоже, недооценивают функциональную керамику, и задача профессионалов просвещать общественность». По мнению Кристы – «это должно быть общее усилие, некое движение, чтобы доказать цену такой посуды — почему бы вам не заплатить за наше время, как все?»

Где посмотреть
Криста Ассад отправляет свои работы примерно в десяток галерей по всей стране. Самостоятельно занимаясь собственным сайтом www.christaassad.com она постоянно связанна с коллегами и клиентами во всём мире, каждый может оставить там комментарии или связаться с ней.
Её работы пополнили экспозиции музеев: Изящных искусств (Сан-Франциско), Университета керамики Аризоны, Коллекции Фулбрайта (Пенсильвания), Центра искусств Гафесчана (Ереван). Она стала «Художником-керамистом года» в 2012 году, по версии Ceramics Monthly. Криста Ассад преподает на международном уровне продолжая создавать выдающиеся произведения.
gc