Обладание фарфоровым набором на 12 человек было признаком высокого статуса ещё не так давно. Мы получали в наследство от наших бабушек и мам классические блюда и чашки, в том числе и полностью белые, с одинаковыми чертами. Те, что были в ресторанах не отличалось от домашних: посуда того же производителя, с той же линии, того же цвета.
Рестораны, которые отклонялись от этого правила, использовали разукрашенную фарфоровую посуду известных фабрик. Я помню, как один человек рассказывал мне о качестве еды в ресторане Inhotim – где находится коллекция современного искусства Бразилии, он подчеркивал необходимость использовать исключительно посуду Vista Alegre.

Альтернативой традиционному круглому формату стали овальные, прямоугольные и квадратные блюда, которые придавали столу современный вид. Различные комбинации таких тарелок нарушали однообразие. Во время одного и того же обеда на столе размещались фарфоровые изделия разных форм и цветов: полосатые, в цветочек, блюда отличающиеся по стилю, или вообще антиквариат. Чашки и столовые приборы шли тем же путём, другие аксессуары и салфетки не отставали. Но, тем не менее, были и ограничения, использование совсем уж откровенных «штамповок», казалось, было под запретом.
Современные правила использования керамики ручной работы — это слом такой модели. Рестораторы объединились в большое движение, им уже не всё равно, что и как мы потребляем. За столами в элитных ресторанах стало много посуды ручной работы, официанты получают и выставляют еду на блюдах у которых есть авторское клеймо. Благодаря высокому уровню гастрономии и возвращению к своим истокам, где массовое производство не раз освобождало место ручному труду Бразильские рестораны способны по-настоящему удивить своих клиентов. Их владельцы могут знать где была посажена морковь поданная сегодня к столу; рассказать о повадках и среде обитания пчелы, которая дала мёд используемый в этом десерте; суметь назвать имя пекаря, испекшего хлеб; или поговорить о художнике сделавшем глиняную посуду. И так же, как некоторые шеф-повара отправляются в поле, чтобы вместе с фермером следить за выращиванием определенного овоща, они стали посещать гончарные мастерские, чтобы увидеть изделия предназначенные исключительно для предложений из их меню. Состав блюда, что будет подано, также связан с дизайном посуды, ведь она служит и «опорой» и «рамой» для еды. В дополнение к функциональности, при создании глиняной посуды важны и другие моменты, такие как: общий стиль ресторана; его структура; кухня; цвет и текстура того, что будет подано; и даже освещение в зале.

Этот рынок хорошо рос в последние годы и уже вышел за пределы оси Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу, городов, в которых эта тенденция продвинулась благодаря таким ресторанам, как D.O.M., Maní, Tuju и Lasai. Большое оживление вокруг гастрономии и связанным с ним спасением производства посуды побудило некоторых специалистов заняться оказанием целого ряда услуг для ресторанов, прочно связав себя с этой отраслью. Этот спрос привлекает всё новых и новых керамистов на рынок, даёт надежду на возрождение студий. Примером может быть группа гончаров-исследователей «Лаборатория керамики + еда», активно поддерживаемая ателье Muriqui. Союз этих двух стихий обладает большой силой, он обеспечивает связь с культурой наших предков. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится.

Автор статьи Дига Мария (Diga Maria), специально для портала fieramilano.it
Перевод Светланы Краевич 2019
© Великая керамика 2019
gc