Замечательный керамист Рэйко Какиути-Коэн (1947-) начала свою карьеру лишь около 30 лет назад. Но этому предшествовала случайная встреча в Японии, когда Рэйко была ещё гораздо моложе. В 1976 году она жила и работала в Киото и как-то решила угостить своего нового соседа, молодого американца по имени Бен Коэн. Они разделили трапезу, и Рэйко узнала, что Бен художник. Эта встреча положила начало их союзу, сохранившемуся на всю жизнь.
Рэйко и Бен поженились в 1978 году. Во время медового месяца они отправились к побережью Японского моря в Фукуи, место где родилась керамика Этидзэн (яп. 越前焼, этидзэн-яки). Это один из старейших гончарных центров Японии. Бена так вдохновила тонкая красота изделий этидзэн, что он остался и начал учиться этому искусству, помогая мастеру Ситидзаэмону Китано (1912-1990).
После трёх лет ученичества Бена пара арендовала старый дом, стоящий в окружении высоких кедров, в крошечной деревне Каданджи. Там Бен перебрал старую печь и приспособил её для гончарных нужд. В то время как другие мастера по соседству предпочитали обжиг на сосне, Бен использовал кедр, который обходился дешевле, но хуже горел. Он адаптировал свою технологию к этому топливу и открыл уникальное направление в этидзэн-яки, его работы были покрыты яркими красными отметинами, белыми пятнами и полосками цвета лайма.
Следующие семь-восемь лет Бен выставлялся по всей Японии, его творчество получило признание. Но произошедшая трагедия разрушила мечты пары. Летом 1989 года у Бена диагностировали боковой амиотрофический склероз. Ненадолго расставшись, чтобы навестить семьи, пара вернулась в свою любимую долину и посвятила оставшееся время работе. Вскоре Бен потерял способность пользоваться руками. Через устные наставления он передавал знания и умения Рэйко, которая раньше толком никогда не работала с глиной. Их целеустремленность и героические усилия помогли Рэйко реализовать свой талант.
В 1991 году пара провела первую совместную выставку в Нагое. Шоу имело огромный успех. Более сотни их работ были проданы. В следующем году они устроили ещё одну выставку в престижном салоне в Токио. И снова — аншлаг. Но через месяц после открытия шоу Бен скончался.
После смерти Бена Рэйко осталась с двумя маленькими сыновьями в Каданджи, в семейном доме с видом на рисовое поле. Решив продолжить дело мужа Рэйко неустанно работала, пытаясь создать свой неповторимый стиль, сочетающий женственность и силу, восточную и западную эстетику. Сохранив многие из форм принятых Беном, она старалась улучшить навыки дровяного обжига. Вскоре её потрясающие работы получили признание.
В 2000 году Рэйко Какиути-Коэн устроила свою первую выставку в Штатах. Художницу ждал успех, в 2002 и 2006 годах она провела ещё два шоу. Со временем, её работы перестали быть чисто керамическими, Рэйко начала использовать и другие материалы, такие как железо и дерево. Её современное творчество – это сочетание сдержанности, свойственной глине и решимости передаваемой железом и деревом. Это также можно считать триумфом её покойного мужа, семена, что когда-то посадил Бен дали всходы.
Ⓒ Великая керамика 12.07.2022
gc