Наоки Ицуми занимался предпринимательством в Токио вплоть до конца 1980-х годов, затем он бросил бизнес и превратил своё давнее хобби – керамику, в профессию. Так он оказался в Этидзэне. Ицуми поступил в ученики к мастеру Фурукаве. Целыми днями он трудился в его мастерской и выполнял всю работу по дому, а вечера посвящал созданию своих предметов посуды. Этот новый образ жизни вполне его устраивал, он одновременно получал полезные навыки и рос как художник. Наоки освоил работу с дровяной печью и его первые изделия этидзэн очень понравились учителю.
Вскоре Ицуми влился в жизнь керамического сообщества Этидзэна и окончательно понял, что хочет отдать всё отведённое ему время традиции якисимэ (ヤキシメは — так называют неглазурованную японскую керамику высокотемпературного дровяного обжига). После завершения своего ученичества Ицуми построил анагаму (яп. 窖窯 — пещера-печь) и стал независимым мастером. Теперь он каждый год в течение нескольких месяцев создавал работы, посвящал много времени планированию загрузки, и, наконец, проводил обжиг.
Ицуми понял, что успех этого мероприятия зависит от множества факторов — размещения изделий в камере печи, их количества; качества используемого топлива, темпа его загрузки; отложения слоёв пепла на поверхности каждого сосуда. Если в печь поместить слишком много предметов, они не получат украшение необходимого качества. При правильной укладке кувшины и вазы продемонстрируют желаемые эффекты. Светлые участки будут контрастировать с областями, где пепел лёг густым слоем.
Подход Наоки Ицуми к созданию керамики этидзэн близок к концепции Сю-Ха-Ри (守 破 離), которая часто используется в боевых искусствах. Она учит, что — «сначала нужно овладеть дисциплиной, затем отказаться от неё и, наконец, выйти за её пределы». Так и Ицуми, в своё время отдавший много сил изучению техник старого Этидзэн, освоивший множество навыков; сумел преодолеть себя, поменял подход к традиции и теперь с нетерпением ждёт наступления финального этапа — «Ри».
Ⓒ Великая керамика 02.07.2022
gc