Сиро Цудзимура родился в 1947 году в маленьком городке Госэ, префектура Нара, он намеревался стать живописцем, но передумал и начал искать другой путь. Вдохновленный классической чашей идо из Токийского музея ремёсел Цудзимура отдал предпочтение керамическому искусству. Увлечение гончарным делом повлияло на его образ жизни. В 1967 году Сиро со своей женой переехал в город Мима (префектура Нара), где и живёт по сей день. За эти годы они построили дом, обустроили небольшой чайный домик и воздвигли семь печей для обжига.
Сиро Цудзимура стал одним из самых смелых новаторов в японском гончарном искусстве. С конца 1970-х его работы побывали на многочисленных конкурсах и выставках, они мгновенно раскупались коллекционерами и пополнили экспозиции лучших музеев мира.
Сиро Цудзимура обладает множеством разных талантов: работая сразу в нескольких японских керамических стилях, он пользуется огромным набором глазурей и форм. Под влиянием эстетики эпохи Момояма (1568-1603) Цудзимура создаёт мощную, заряженную энергией керамику. При этом каждый его сосуд остаётся на сто процентов функциональным предметом. В отличие от большинства современников, внимательно следящих за процессом обжига, Цудзимура радуется неожиданностям и приветствует случайности при работе с дровяной печью.
Гигант современной японской керамики Сиро Цудзимура, обширный репертуар которого включает корейскую посуду периода Чосон (1392-1897), а также многие японские стили, такие как ига (古伊賀) и сигараки (信楽焼) — известные с эпохи Нара (710-794); мино-керамику — символизирующую культурный подъём периода Эдо (1603-1868), зарекомендовал себя как художник благоговеющий над каноном, но способный создавать в высшей степени уникальные произведения. Также, получили широкую известность работы художника выполненные в технике кохики (こひき), когда сосуд полностью или частично окунается в белую глазурь из полевого шпата. Цудзимура всегда старается вывести на первый план художественные качества этой чайной посуды.
Сиро Цудзимура, наравне с Рёдзи Койе (1938-2020), является одним из самых выдающихся художников-керамистов нашего времени, он стал живой легендой Японии. Но в отличие от Койе, обращавшегося с традицией не так бережно, Цудзимура проявляет к ней невероятное почтение. Творческий путь Цудзимуры вдохновил многих японских художников: у него не было наставников, он не получил надлежащего образования и, тем не менее, смог достичь высочайшего уровня в искусстве став востребованным и уважаемым мастером. Цудзимура – гончар-самоучка, и хотя в своём творчестве он опирается на традиционные японские и корейские техники, практика говорит о его независимой позиции, работы Цудзимуры излучают свободу и уверенность.
Абстрактные скульптурные сосуды Цудзимуры — это воплощение духа Японии, они буквально дышат историей и, в то же время, невероятно современны. Его вклад в развитие национальной школы трудно переоценить. Иногда, посуда служащая понятной функции способна говорить с нами на том языке, которым искусство попросту не владеет. В этом, на мой взгляд, и заключается конститутивное отличие творчества Сиро Цудзимуры от работ многих других мастеров: художник обращающийся с многовековым наследием аккуратно, имеет право и способен создавать свои собственные традиции, вызывать к жизни предметы, которые трогают даже тех, кто не рождён японцем. Подготовленный зритель сможет ощутить их силу, почувствовать их присутствие в пространстве, оценить их важность для жизни. Это и есть искусство.
© Великая керамика 12.06.2021
Источники: https://www.invaluable.com/artist/tsujimura-shiro-z0rdf597u9/sold-at-auction-prices/, https://www.axel-vervoordt.com/gallery/artists/shiro-tsujimura, http://japaneseceramicart.com/artists/shiro-tsujimura/, https://www.ippodogallery.com/artists/39-shiro-tsujimura/biography/, https://www.metmuseum.org/art/collection/search/72268