Томас Эдвард Хьюз родился в 1953 году в Уолласи, Чешир. Он был одним из самых маститых художников Великобритании, но его работы более известны в Японии, а не в его собственной стране. Вдохновленный, как и Бернард Лич (1887-1979) до него, керамикой и философией Востока, в частности Японии и Китая, Хьюз соединил эстетику азиатской посуды начала-середины прошлого тысячелетия и энергию покрытых соляной глазурью изделий викторианской эпохи, обожженных в дровяной печи.
Окончив Школу искусств Кардиффа, а затем Академию Бата в Коршам-Корт, Эдвард практиковался в гончарной Винчкомб в Глостершире у Рэя Финча (1914-2012). Затем Хьюз устроился на работу в мастерскую в Сомерсете. Там он обжигал сто кружек в день и со временем осознал, что этот путь не для него. В 1977 году, получив стипендию от правительства Японии, он отправился в Киото, осваивать восточноазиатские технологии в Городском художественном колледже. Время проведённое в Японии, стало для Хьюза бесконечным источником открытий, спустя два года он организовал свою первую персональную выставку в Осаке. Затем последовали выставки в Токио и Киото.
Благодаря этому успеху Эдвард вместе со своей женой Сидзуко смогли открыть собственную студию, поселившись в старом загородном доме к северу от Киото на берегу озера Бива. Здесь он объединил азиатские техники, такие как высокотемпературный восстановительный обжиг, и роспись кистью в британской манере, в результате чего возник гибридный творческий стиль, который очень понравился японской публике.
В 1984 году Эдвард вспомнил о корнях, он почувствовал необходимость вернуться в Англию, чтобы узнать больше о традиционной британской керамике. Он поселился в Озёрном крае, жил и работал недалеко от Пенрита. Хьюз продолжал совершенствовать своё искусство, однако большая часть его произведений продавалась в Японии. Там восхищались их практичностью: это были относительно недорогие предметы, которые нужно было ценить, но, что важно, при этом ещё и использовать. В Великобритании же, его посуда рассматривалась как коллекционная, её можно собирать и рассматривать, а не ставить на стол каждый день. Этот подход был совершенно отличен от того, что давал Эдварду японский рынок, где он был так успешен. Но на родине творчество художника всё-таки было замечено. Прошло несколько успешных выставок, а Музей Виктории и Альберта приобрёл ряд его произведений.
Эдвард видел ценность во всех своих работах, от утилитарных чашек и тарелок, до самых изысканных ваз. Эта любовь к «красоте в повседневном», несомненно, была следствием его пребывания в Японии. Произведения Эдварда Хьюза демонстрируют высокое качество формы и украшения, что действительно отличает его творчество от работ многих других студийных гончаров его поколения, поэтому сегодня они высоко ценятся как в Великобритании, так и в Японии.
В начале 1990-х художник переехал в более просторное помещение в Изель-холле недалеко от Кокермута, превратив старую конюшню в мастерскую. Здесь он построил большую газовую печь, которую разогревал до 1300°C примерно четыре раза в год. Работая с устоявшимся ассортиментом (кувшины, кружки, миски, блюда и тарелки) Хьюз обладал чутким восприятием формы: его вазы отличались мягкими, нежными линиями, а миски были удобны и устойчивы.
Как и его работы, Эдвард Хьюз был тихим и задумчивым. Уверенный в своих сосудах, в их значении для искусства, он отвергал идею «особенного предмета», считая все горшки ценными и одинаково важными для мастера, будь то чайная чашка, миска или большое блюдо. Верный своему простому и непритязательному подходу, он предпочитал называть себя гончаром, а не керамистом или художником, веря в то, что посуда создана для того, чтобы ей наслаждались используя. Эдвард Хьюз трагически погиб в результате несчастного случая при восхождении на гору в 2006 году в возрасте 52 лет. Его творчество сегодня ценится во всём мире.
© Великая керамика 17.04.2022
gc