Рюичи Какуредзаки родился в 1950 году в Фукуэ, префектура Нагасаки. В 1973-м окончил Осакский университет искусств, факультет дизайна, но вскоре увлёкся традиционной керамикой высокотемпературного обжига. Обратившись к древней традиции бидзэн Рюичи начал создавать произведения, покрытые естественной глазурью. В те годы якисимэ (яп.ヤキシメは — неглазурованная керамика, обожжённая в дровяной печи) переживала очередной подъём, средневековая посуда, которая позже получит классификацию — «изделия шести древних печей» была признана важным культурным достоянием страны. В древние центры производства, чья история прослеживается до XI-XII веков, съезжались гончары со всей страны. Город Бидзэн в префектуре Окаяма был одним из таких мест.
Это центр Хонсю, именно здесь родилось японское гончарное искусство, которым в XX веке увлёкся, если не сказать заразился, весь мир. Влияние наследия «великих печей» Сэто, Токонамэ, Сигараки, Бидзэн, Этидзэн, Танба на мировоззрение современных художников, не только Востока, но и Запада невозможно переоценить. Декоративное украшение этих неглазурованных изделий, их скромная, несовершенная и поэтому красивая форма, вызывают трепетный отклик даже в сердцах тех, кто не вырос в Японии. Сегодня, под словом «бидзэн», мы признаём не закостеневший, скованный правилами канона керамический стиль, а передовое направление в искусстве.
Мастера региона Имбе, префектура Окаяма, родины керамики бидзэн (яп.備前焼, бидзэн-яки), среди которых многие представляют древнейшие гончарные династии страны, создают разные произведения. Вооружённые одними и теми же материалами и технологией, применяющие уже упомянутые архаичные методы декорирования, за последние десятилетия они создали потрясающее разнообразие форм. Лишь форма, стала той претенциозной составляющей, которая подверглась вмешательству рвущихся в будущее художников. Это позволило древнему искусству бидзэн сохранить свои первозданные качества, остаться по-настоящему японским, обожаемым во всём мире.
Рюичи Какуредзаки, чья звезда взошла на керамической сцене в начале 80-х годов прошлого века, входит в число самых оригинальных художников бидзэн. Получивший в 1982 году престижную награду на Ремесленной выставке префектуры Окаяма, он был признан сообществом как чрезвычайно одарённый мастер. На протяжении всего десятилетия Какуредзаки активно выставлялся, его работы побывали на многих значимых национальных конкурсах, где он каждый раз брал призы. В 1985 году Рюичи окончил обучение у Джуна Исэдзаки (1936-) и отправился в Нью-Йорк, куда его пригласили читать лекции, Колледж Скидмора зарезервировал для него место профессора на кафедре керамики.
Рюичи Какуредзаки создаёт в высшей степени оригинальные произведения. Даже чайные чаши и миски для супа, выпущенные его мастерской, обладают редким скульптурным качеством. Репертуар мастера включает посуду — Цубо (яп. 坪 — кувшины), Тяваны (яп.茶碗 – чайные чаши), Гуиноми (яп.ぐい呑み – чаши для саке) и Мидзусаси (яп.水指 – кувшины с крышками); Токкури (яп.徳利 – бутыли для саке) и авангардные вазы, чья форма не напоминает ни один из предметов эпохи Момояма (1568-1603), которые так любят воспроизводить традиционные мастера бидзэн; а также совершенно ни на что не похожие вещи, способные удивить самых искушённых скульпторов.
Важно, что вышеупомянутые изделия выполнены по всем правилам бидзэн-яки: на одних можно увидеть отметины от серого пепла (яп. ゴマ, гома), другие покрыты изумрудно-зелёными пятнами ясеневой глазури (яп.紫善湯, сидзэн-ю), третьи демонстрируют нежно-фиолетовые разводы оставленные языками пламени (яп. 紫蘇いろ, шисо-иро), а четвёртые щеголяют оранжевыми полосками, которые оставляет рисовая солома (яп.飛騨, хидасуки). Помимо этого, Какуредзаки проделывает трюки, использует при обжиге специальные накладки-шаблоны.
Выставки Рюичи Какуредзаки, проходящие в Японии, часто превращаются в настоящие побоища, чему не раз был свидетелем Роберт Йеллин (эксперт по японской керамике, живущий в Киото) — произведения художника распродаются в течение нескольких минут после открытия. Многие мастера в Имбе считают Какуредзаки аутсайдером, это развязывает ему руки и позволяет экспериментировать так, как не может ни один из 600 других гончаров региона. Рюичи работает в традиции бидзэн, но его сосуды сильно отличаются от изделий XVI века. Его талант скульптора и свежий взгляд вдохновили многих на борьбу с классическими формами, что привело к установлению нового стандарта.
Несмотря на всё это художник не считает, что создаёт что-то авангардное. Его работы всегда функциональны, применимы в повседневной жизни. Рюичи Какуредзаки нравиться, когда профессиональные гончары делают что-то для общества. Он предпочитает, чтобы его воспринимали как ремесленника, изобретающего нечто новое, а не как художника-авангардиста. Мастерская, основанная Рюичи в 1986 году, находятся в Исогами, префектура Окаяма. Какуредзаки построил там несколько дровяных печей, что позволяет ему проводить до четырёх обжигов в год.
В 2019 году Рюичи Какуредзаки был назван Нематериальным культурным достоянием Окаямы. Его творчество продолжает влиять на мировое керамическое искусство. Работы художника пополнили коллекции лучших музеев мира, включая: Музей Виктории и Альберта (Лондон), Эшмоловский музей искусств (Оксфорд), Музей изящных искусств (Бостон), Художественный музей Филадельфии, Бруклинский музей (Нью-Йорк), Национальный музей современного искусства (Токио), Музей Томо (Токио) и многих других.
Ⓒ Великая керамика 16.04.2022
gc