Бихолим — небольшой город, расположенный на севере западно-индийского штата Гоа. Это одно из тех мест в стране, где хорошо развито гончарное производство. Здесь проживают сотни мастеров и художников, занимающихся изготовлением керамики. Ремесленные навыки в Бихолиме передаются из поколения в поколение, глиняные артефакты, обнаруженные в этом регионе, наглядно подтверждают такую преемственность. Керамика является наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства. В начале третьего тысячелетия до н.э., в другой части Индии — долине реки Инд уже производились горшки для приготовления пищи на огне, сосуды для хранения воды и глиняные фигурки божеств. История создания посуды и прочих предметов из терракоты на территории современного Гоа, прослеживается до времён, когда здесь ещё не появились португальцы (до XVI века).
Тогда, ремесленники, преимущественно индуисты, изготавливали в первую очередь полезные предметы: сосуды для хранения жидкостей, тарелки и миски, из которых можно есть. Но помимо этого производились также изделия, используемые в декоративных целях. Истоки гончарного искусства Бихолима стоит искать не только в Азии, но и в Европе. В плане технологии эта керамика много позаимствовала у португальцев, но в вопросах эстетики осталась верна местной традиции. Масштаб данного материала ограничен, и настоящая статья будет посвящена практике создания традиционных глиняных сосудов на севере Гоа.
На то как выглядит сегодняшняя бихолимская посуда повлияло несколько факторов: наличие полей с немалыми запасами терракотовой глины; отличный от большинства районов остальной Индии способ формовки изделий; культурные особенности, обусловленные не только влиянием Христианства, но и процветанием здесь Индуизма, которому в эпоху Великих Моголов (XVI-XIX вв.) в центре и на севере страны противостоял Ислам.
Обмен товарами, происходивший через западно-индийский форпост португальцев, способствовал культурному обогащению ремесленников Бихолима. Используемые ими декоративные приёмы и способы украшения гончарных изделий, значительно отличаются от техник распространённых в других регионах страны. Здесь за несколько столетий сформировались свои традиции, многие операции связанные с производством выполняются так же, как и пятьсот лет назад. В Бихолиме даже крупные предприятия, использующие современное оборудование выпускают посуду, имеющую совершенно антикварный вид.
Этапы производства
Подходящую глину собирают на близлежащих полях. Материал необходимого качества обычно находится глубже, под верхним слоем. Верхний слой глины не используется, так как он содержит камни и органику, которая может сгореть. Глина на грузовиках доставляется на гончарные предприятия.
Затем она высушивается и измельчается в порошок. Этот порошок смешивается с водой и другими ингредиентами, образуется так называемая глиняная смесь. Тип глины, способ её сушки, вымешивания и количество добавляемой воды влияют на то, каким будет конечный продукт. Эта готовая смесь хранится в специальных местах, её накрывают листами полиэтилена, чтобы она оставалась мокрой. Глина может сохранять необходимые характеристики более года. Керамическая смесь должна быть влажной, иметь хорошую пластичность и не содержать пузырьков воздуха. С ней легко работать, а полученные изделия сохраняют свою форму.
Гончар берёт кусок смеси подходящего размера и тщательно взбивает его ногами. Глина становится однородной, а влага в ней распределяется равномерно. Это занимает около получаса, пока мастер не почувствует, что материал стал гладкий и податливый.
В специальные, предназначенные для неоднократного использования формы выкладывают полученную глиняную смесь. Части одной формы тщательно заполняются глиной вручную, таким образом, чтобы внутри не осталось ни каких пустот. Затем все части соединяются вместе. Если в изделии предусмотрены отверстия, они разглаживаются пальцами (добавляется немного глины и вода). Заготовки выдерживают сушку в течение суток, потом содержимое форм извлекается.
Форму медленно разбирают, глина внутри в этот момент всё ещё мягка и податлива, но в то же время достаточно тверда, чтобы сохранить очертания изделия. Глина должна оставаться пригодной для обработки: для вырезания деталей на модели используются различные инструменты. На этом этапе также процарапывают тонкие узоры, приделывают выступающие элементы. Затем проходит окончательная доводка — разглаживание, ошкуривание.
После того, как эта работа выполнена, изделие отправляется в печь. Достигаемая температура и продолжительность обжига влияют на характеристики керамики. Бихолимские сорта глины требуют самых низких температур, а изделия обычно приобретают насыщенный красный, коричневый или оранжевый цвет. После того, как сосуды извлекаются из печи, они становятся прочными.
Перед вторым обжигом изделия расписываются разноцветными пигментами. Для выполнения этой работы используются кисти нескольких размеров. Затем сосуды покрываются либо прозрачной глазурью, либо содержащей немного красителя. Готовые предметы имеют матовую или глянцевую поверхность, в зависимости от особенностей заказа. Художники иногда оставляют некоторые части не прокрашенными, в исходном цвете. Использование таких приёмов поддерживает эстетическое разнообразие бихолимской керамики. [Продолжение].
Ⓒ Великая керамика 02.04.2022
gc