Уроженка Мельбурна Джанет ДеБус (1948-) в 1971 году окончила Технический колледж Восточного Сиднея (факультет керамики). В 1970-е годы преподавала в различных учреждениях Сиднея и Канберры, она также руководила гончарным производством, стала соавтором трёх книг по керамической глазури, работала в Китае и Италии и написала множество статей для австралийских и международных керамических журналов о практике гончарного искусства.

В 1981 году Джанет решила сосредоточиться на производстве своей керамики. Сначала она переехала в Ясс (Новый Южный Уэльс), затем в Ви-Джаспер, где в Brindabella Pottery вместе с Майклом Виньяллом занималась разработкой новых моделей домашней посуды, в этой мастерской они также проводили ежегодные семинары.

В 1996 году Джанет перевела своё производство в Таню (Новый Южный Уэльс). В 1998 году была назначена главой Канберрской школы искусств, где уже с 1985 года читала лекции. Она опубликовала ряд книг, в том числе «Глазурь для австралийских гончаров» (1978) и «Справочник австралийских гончаров» (1984). У неё есть статьи в журнале Pottery.

Существует такое утверждение, — «смысл теряется при переводе», — но есть и веские доводы в пользу обратного, — «смысл может быть улучшен благодаря переводу». Подчас гибриды, возникающие в результате культурного смешения, становятся более актуальными и многообещающими произведениями, чем копии «культурно чистых» форм. А если человек вообще – не китаец, имеет ли он право работать с традиционными материалами, такими как селадон или кобальтовая глазурь, виновная в распространении сине-белой гаммы?

Может ли гончар европеец быть допущен к обучению, к использованию азиатских техник, будет ли его искусство «настоящим»? Джанет ДеБус сумела объединить в одном сосуде фарфоровую глину, терра сигиллата, технику сграффито и глазури, полученные из австралийского сырья. Это ли не — вызов традициям? Вместо «неправильного перевода» возникло новое жизнеспособное искусство.

Творчество Джанет ДеБус представлено во многих крупных государственных коллекциях, включая Национальную галерею Австралии и Национальный музей Китая в Пекине. Она представляет Австралию и Южно-Африканскую Республику на Совете Международной академии керамики в Женеве.

© Великая керамика 15.01.2022
Источники: https://www.canberratimes.com.au/story/6067324/ahead-of-a-retrospective-ceramicist-janet-deboos-looks-back-on-a-full-life/, http://www.narekgalleries.com/previous-janet-deboos-exhibition/, https://www.janetdeboos.com/about