Такеичи Каваи родился в 1908 году в Ясуки, префектура Мацуэ. Он был племянником Кандзиро Каваи (1890-1966) и в возрасте 18 лет начал учиться у своего легендарного дяди. Они стали очень близки, поскольку у Кандзиро была только дочь — младшего Каваи он воспринимал как родного сына. Дружба между двумя художниками продолжалась более 40 лет, вплоть до смерти Каваи-старшего в 1966 году.
Такеичи Каваи научился у своего дяди многим аспектам ремесла: овладел множеством различных глазурей, включая госу (кобальтовая), тэцу-ю (железная) и синса-ю (медная). Он также преуспел в нериаге — технике, при которой глина двух или более цветов укладывается слоями, внутри глиняного тела образуются замысловатые узоры напоминающие мраморные разводы.
В начале своей карьеры Каваи благоговейно внимал идеям Мингеи (Ассоциация народного искусства основанная его дядей совместно с Сёдзи Хамадой и Янаги Соэцу). Ранние работы Такеичи иногда ошибочно принимают за произведения его наставника — характерный стиль «школы Каваи». В соответствии с правилом, установленным отцами-основателями Мингеи, Каваи никогда не ставил подпись на донышке своих работ, что вполне объясняет эту неправильную идентификацию.
Такеичи Каваи, однако, обладал особым даром, он прекрасно умел рисовать и, когда его не было за гончарным кругом, его можно было найти на улице, он с удовольствием рисовал растения, животных, людей — сидя с кистью фудэ в одной руке и листами бумаги в другой. В 1942 году Такеичи совершил длительную поездку в Китай, изучал местные техники производства керамики. Этот опыт, безусловно, помог ему перейти к другому творческому направлению, способствовал формированию его собственного стиля.
В отличие от Кандзиро, отметившегося созданием ярких выразительных сосудов, Такеичи делал более сдержанные и элегантные работы, которые служили холстами для его картин. Цветочные изображения на кувшинах цубо – причудливы и живописны, они совершенно не похожи на те, что можно встретить у других мастеров Мингеи до или после Каваи.
Работы более позднего периода карьеры Такеичи Каваи обжигались в четырёхкамерной дровяной ноборигаме, мастер построил её вместе со своим сыном Тору (1941-) в 1978 году в небольшой деревне недалеко от города Камеока (префектура Киото). Это одно из немногих мест, где до сих пор разрешено использование дровяных печей. Семейную печь назвали Нантан-гама, она работает по сей день.
© Великая керамика 31.10.2021
gc